«Начало всякого дела – размышление, а прежде всякого действия - совет»
Ветхий Завет, Сирах, 37, 20
Еще несколько положений, дающих точку зрения на то, как двигаться дальше, как играть на усиление. Низкая конкурентоспособность России связана, по убеждению нерезидентов, с чрезмерно высокими рисками - низким уровнем защиты прав собственности, чрезмерными регулятивными издержками и завышенной ролью государства, эксцессивной нестабильностью, в том числе на финансовом рынке. В сочетании с высокой инфляцией, дороговизной в главных промышленных центрах, тяжелыми налогами и снижающимся качеством рабочей силы - всё это создает у внешних - да и внутренних - инвесторов психологию временщиков, ориентирует на вложения только в те области, где возможно быстро получить сверхприбыль. Результаты – волатильность, медленные темпы модернизации, высокие издержки, разбалансированность. На финансовом рынке сделано всё, чтобы заходили преимущественно короткие спекулятивные инвестиции (сочетание открытого счета капитала, закрепленного курса рубля и сверхдоходности финансовых активов в рублях). Из всего этого следует, что преодоление низкой конкурентоспособности - это ребалансирование, как говорят в США, всей экономики, ее перенастройка на динамичный, инновационный ряд, на диверсификацию собственности, на настройку налогов для стимулирования экономического роста, на создание исключительно благоприятного режима для прямых инвестиций, прежде всего в технологичные отрасли. Важным звеном является создание атмосферы открытости, свобод, поддержки точек роста, ослабления монополизма, резкого сокращения регулятивных издержек. Благоприятный инвестиционный имидж России может сложиться только если будет выращен средний класс, с устойчивым и дешевым доступом к земле, недвижимости, долговым финансам. В финансовой сфере важно преодоление ее разбалансированности и сверхвысокой волатильности, ее успокоение (сейчас все параметры - инфляция, процент, государственные финансы, колебания рынка, кредитные, процентные и рыночные риски, низкая монетизация, чрезмерная зависимость от нерезидентов - показывают на болезнь и настраивают только на короткие вложения). Наконец, очень нужно увеличение нормы накопления (она низка для динамичной экономики). И, конечно же, рост рождаемости. На страны с растущим населением инвесторы смотрят совершенно по-иному. Инвестиционный товар по имени "Россия" еще должен быть подготовлен к продаже не только с точки зрения его упаковки, но и с позиций того, как он сделан.
Базовые идеи стратегии
Долгосрочная стратегия развития финансовой системы России формируется исходя из следующих базовых идей: - взаимодействие свободного рынка и государства как регулятора и экономического агента, должно быть сбалансированным, основываться на учете особенностей внутренней экономической, социальной и политической ситуации, исходить из состояния мировой экономики и ее циклической динамики. Ни рынок, ни государство не способны решить самостоятельно проблемы реструктуризации крупных макроэкономических систем и их антициклического регулирования в моменты реализации системных рисков. Любые асимметрии в распределении ролей рынка и государства, в том числе обусловленные временным доминированием отдельных политических и экономических школ, рыночным или административным фундаментализмом, подрывают способности макроэкономики к устойчивому развитию, как это показывает опыт развивающихся стран и практика России 1990 – 2008 гг.; - соотношение свободного рынка и государства не статично и подвержено долгосрочным циклическим изменениям. В развивающихся экономиках, являющихся нестабильными и подверженными высоким уровням риска государство объективно играет более крупную роль, чем в индустриальных странах, которые, в свою очередь, различны по степени вмешательства государства в зависимости от уровня концентрации собственности, традиционно сложившихся моделей экономик и форматов национального поведения и традиционных ценностей. В моменты кризисов и структурных перестроек, обладающих собственной цикличностью, масштабы государственного вмешательства должны быть значительно выше, чем в нормальные времена, когда рынок в значительной мере обладает способностями к саморегулированию; - для России, как и для всех стран, будет характерно усиление экономической и регулятивной роли государства в среднесрочном периоде вслед за кризисом 2007 – 2009 гг. (урегулирование рисков и реструктуризация, переход к стадии подъема), что затем неизбежно в перспективе должно привести к новой стадии экономического и финансового дерегулирования в длинных волнах «централизация – децентрализация» (расширение экономических свобод с целью усиления инновационной составляющей, ускорения темпов развития, поощрения принятия рисков бизнесом и домохозяйствами, освобождения от неэффективного менеджмента государства); - в этой связи в долгосрочной перспективе особенностью развивающейся экономики России (реальный сектор, финансовая система) станет государственная составляющая, более значимая, чем в период 1995 – 2008 гг., и более заметная, чем в индустриальных странах англосаксонского мира и континентальной Европы. Это – объективная реальность, не зависящая от того, какая экономическая школа доминирует в идеологическом пространстве страны; - как показывает опыт индустриальных развивающихся стран, объективной закономерностью является опережающее развитие финансовой системы по отношению к реальной экономике, что обеспечивает финансовую способность экономики к устойчивому росту, инновациям, переходу к более зрелым стадиям развития Вместе с тем эксцессивность динамики финансовой системы или искусственные ограничения его развития, создаваемые государством, формируют масштабные системные риски, могут вести к масштабным экономическим и социальным потрясениям; - конкурентоспособность финансовой системы России и его потенциал в выполнении своих функций, финансовый суверенитет должны обеспечиваться на основе опережающего роста внутреннего платежеспособного спроса в сравнении с внешним (в отличие от практики 1995 – первого полугодия 2008 гг., создавшей масштабную зависимость от денежных ресурсов нерезидентов, прежде всего от потоков «горячих денег», в пределах незначительного по объемам финансового рынка России).
Цели долгосрочной стратегии
Долгосрочная политика государства в области развития финансовой системы России должна быть направлена на достижение следующих целей:
макроэкономика - рост устойчивости экономики на основе укрепления внутреннего платежеспособного спроса и предложения и достижения его баланса с внешним спросом и предложением; - укрепление имущественного финансового потенциала среднего класса и обеспечение доступности финансово-банковских ресурсов и услуг для всего спектра домашних хозяйств; - покрытие потребности в инвестициях для обеспечения устойчивого экономического роста и перехода к инновационному типу развития экономики на основе роста ее финансовой глубины (financial depth) и способности к перераспределению денежных ресурсов; - обеспечение объективной оценки бизнеса и честного и справедливого механизма перераспределения прав собственности; - надлежащая диверсификация, перераспределение и урегулирование рисков в растущей экономике; - полноценное финансирование расширенного воспроизводства инноваций наравне с надлежащим финансовым обеспечением стадий стабильности и реструктуризации в жизненных цикла отраслей и компаний; - реализация эффективных механизмов воздействия государства на экономическую активность и инструментов антициклического регулирования;
финансовая система - рост финансовой глубины экономики и конкурентоспособности финансовой системы до уровней, сопоставимых с новыми индустриальными странами; - переход от спекулятивной модели финансовой системы и финансового рынка, зависимых от внешних инвестиций, к устойчивой модели, основанной на балансе внутреннего и внешнего денежного спроса, ориентированной на длинные инвестиции, модернизацию экономики и финансирование инноваций; - нормализация состояния и обеспечение устойчивости финансовой системы и финансового рынка на уровне новых индустриальных стран (рост объемов финансовых активов и насыщенности ими экономики, резкое увеличение средне- и долгосрочной компоненты в структуре активов, нормализация цены денег и уровня рисков и волатильности, снижение до минимальных значений инфляции при обеспечении устойчивости валютного курса); - привлечение масштабных объемов прямых иностранных инвестиций на волне долгосрочного роста мировой экономики в посткризисный период, при обеспечении устойчивости финансовой системы к финансовым инфекциям, спекулятивным атакам, перегревам рынка и иным рыночным шокам; - создание нового международного финансового центра, концентрация ликвидности в Российской Федерации по операциям «нерезидент – нерезидент», расширение использования рубля в международном финансовом обороте, усиление роли Российской Федерации в мировой финансовой архитектуре. Для достижения целей необходимо реализовать ряд идей. Главное в них – рост конкурентоспособности российской финансовой системы (главы 26 - 29).
|