«Тебе придется исхитряться в превосходных начинаниях, но, поступая так, ты израсходуешь казну, после чего… будешь вынужден сверх меры отягощать народ налогами и пользоваться порочными способами добывания денег»
Никколо Макиавелли. Государь. Глава XVI
Анализ данных о фискальном (налоговом) бремени по представительной группе индустриальных экономик (28) и развивающихся стран (39), включая Россию, содержится в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления (2009 г.)*
Доходы общего правитель-ства / ВВП, %
|
Развитые экономики
|
Число стран
|
Переходные и развивающиеся экономики
|
Число стран
|
>60
|
|
|
|
|
>55 - 60
|
Дания, Норвегия, Швеция
|
3
|
|
|
>50-55
|
Финляндия
|
1
|
Беларусь
|
1
|
>45-50
|
Австрия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды
|
5
|
Россия, Мальдивы, Босния и Герцеговина
|
3
|
>40-45
|
Германия, Кипр, Греция, Люксембург, Португалия, Исландия, Израиль, Великобритания
|
8
|
Украина, Венгрия, Молдавия, ЦАР
|
3
|
>35-40
|
Испания, Канада, Япония, Новая Зеландия, Швейцария
|
5
|
Китай, Южная Африка, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Польша, Монголия, Иран, Боливия
|
11
|
>30-35
|
США, Ирландия, Австралия, Словакия
|
4
|
Литва, Румыния, Бахрейн
|
3
|
>25-30
|
|
|
Грузия, Албания, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Гондурас, Египет, Свазиленд
|
8
|
>20-25
|
Гонконг, Сингапур
|
2
|
Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Казахстан, Армения, Маврикий, Парагвай, Перу
|
8
|
>15-20
|
|
|
Таджикистан, Того
|
2
|
0-15
|
|
|
|
|
Итого стран
|
28
|
Итого стран
|
39
|
*Рассчитано по данным IMF Government Finance Statistics Yearbook 2009. В качестве индикатора налоговой нагрузки на экономику используется показатель «Доходы общего правительства / ВВП», % (General Government Revenue / GDP, %)
Очевидно, что индустриальные страны имеют более высокую фискальную (налоговую) нагрузку в сравнении с развивающимися (таблица 7.1). Индикатор «Доходы общего правительства / ВВП» у более, чем 60% индустриальных стран превышает 40% ВВП, у почти 80% стран – более 35% ВВП. И, наоборот, только у 18% развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка выше 40% ВВП. У более чем 50% развивающихся стран налоговое бремя не превышает 30% ВВП. Причины рассмотренных расхождений – более зрелые налоговые системы индустриальных стран, способные более полно собирать налоги и квазиналоговые платежи, больший объем социальных обязательств, покрываемых за счет роста государственных доходов («социальные рыночные экономики» континентального типа (скандинавского, германского) в отличие от англо-саксонской модели), отказ от экстра-стимулирования экономического роста за счет эксцессивного сокращения налогового бремени, как это происходит в ряде развивающихся экономик, находящихся в зоне сверхбыстрого экономического роста. В группе индустриальных стран наименьшие налоговые нагрузки несли страны англо-саксонской модели, включая США, и «страны-кластеры», страны - посредники - Гонконг, Сингапур, еще недавно входившие в группу развивающихся стран, поддерживающие политику интенсивного экономического роста. Как следует из данных таблицы 7.1, Россия имеет одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации.
Вставка Николай Тургенев, 1818 г., «Опыт теории налогов»: «Налоги имеют непосредственное влияние на уменьшение богатства народного; ибо часть дохода общественного, получаемая через налоги Правительством, издерживается, не умножая сего дохода. Налоги причиняют препятствия промышленности народной, отъемля часть капиталов, употребляемых подданными, от ея назначения, и предоставляя оную Правительству. Кроме сего, налоги имеют вредное влияние на народонаселение, образованность и нравственность народную… Трудность доставления средств пропитания ограничивает бракосочетание между простыми людьми… Налоги могут также ограничивать способы граждан давать детям своим приличное воспитание, и сие не только между простыми людьми, но и между людьми среднего состояния. Таким образом налоги будут препятствовать распространению образованности. Замечено, что в Англии великие налоги, заставляя людей более всего думать о своих денежных выгодах, отвращают их от занятий умственных… На нравственность налоги имеют самое вредное влияние. Дабы в сем удостовериться, надлежит только вспомнить о тех несчастных, которые от налогов делаются преступниками…»104
Налоги и экономический рост. Финансовые ресурсы конечны. Их эксцессивное перераспределение в пользу государства при относительном снижении финансовых ресурсов, остающихся у бизнеса и домашних хозяйств, неизбежно, в конечном итоге, ведет, даже при увеличении инвестиционной составляющей в государственных расходах, к снижению темпов экономического роста. «Там, где масса бедна, и где налог подкашивает зачатки благосостояния, там нельзя рассчитывать на успехи промышленности, образования и народной нравственности».105 Страна, ориентированная на высокий экономический рост и модернизацию, должна поддерживать налоговую нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов и стимулов для инвестиций. Искусство – в соединении умеренного или облегченного налогового пресса с системой налоговых стимулов и инициатив, поддерживающих экономический рост и инновации (налоговые льготы, бюджетные и налоговые кредиты, налоговые каникулы и т.п.). Анализ и классификация моделей экономики государств, в зависимости от того, как ими формируется структура ВВП во взаимосвязи с темпами экономического роста, приведены ниже (глава 8). При этом хорошо просматриваются, в частности, следующие кластеры стран: -индустриальные страны с низкими темпами роста, поддерживающие высокую налоговую нагрузку с целью выполнения социальных обязательств (скандинавская модель, «континентальная» модель); -индустриальные страны с низкими и средними темпами роста, поддерживающие умеренную налоговую нагрузку (при использовании для выполнения социальных обязательств ресурсов, передаваемых за счет превышения импорта над экспортом) (пример – США, Великобритания и другие индустриальные страны с постоянными дефицитами торгового баланса); -развивающиеся страны с заниженной налоговой нагрузкой, используемой в качестве стимула для ускоренного экономического роста; -развивающиеся страны, в которых объем налоговой нагрузки формируется стихийно, в силу слабости государства, низкого уровня развития экономики, незрелости государственных финансов, неспособности создать систему эффективного управления ими; -развивающиеся экономики с расширенной ролью государства как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости (например, в целях защиты национальной безопасности, обеспечения социальной стабильности, «удержания на плаву» и реструктуризации неэффективной и эксцессивной государственной собственности при переходе к рыночной экономике). Как следствие, складывается повышенная налоговая нагрузка, в конечном итоге, тормозящая экономический рост.
Пример – Российская Федерация.
Проблемы фискальной (налоговой) нагрузки в экономиках, ориентированных на сырьевой экспорт. Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов): -поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)106 как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды; -рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов. Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, проедание невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями; -как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.
|