Финансовая библиотека Миркин.ру
Противостояние рискам кризисов

«Быть похожим на утес, о который непрестанно бьется волна;
он стоит, - и разгоряченная влага затихает вокруг него».

Марк Аврелий. Размышления

Повышение устойчивости российского финансового рынка к системным рискам, рост его конкурентоспособности, преодоление деформаций его архитектуры

Финансовые кризисы 1997 – 1998 гг. 2007 – 2008 гг., сверхволатильность российского финансового рынка показывают необходимость долгосрочной политики государства, направленной на повышение конкурентоспособности и устойчивости финансового рынка к системным рискам.

Чрезмерная концентрация собственности. Российские компании, как правило, находятся под контролем узкой группы собственников. Как следствие, высоки риски социальных конфликтов, невозможно создание “народного капитализма”, сужен внутренний спрос на акции и, как следствие, велика зависимость от спекулятивных иностранных инвесторов, подавлены стимулы к оценке компаний на основе их капитализации, ограничен интерес населения к долевому владению бизнесом, преобладает долговой рынок, упрощена структура финансового рынка.
Для преодоления негативных эффектов, связанных с чрезмерной концентрацией собственности, должна быть реализована система мер, основанных на международной практике и направленных на диверсификацию собственности, на создание стимулов к владению населением акциями и другими финансовыми активами на долгосрочной основе, в том числе:
- создание программы действий государства по диверсификации собственности, по превращению среднего класса в класс акционеров;
- расширение налоговых стимулов для всех классов инвесторов, объем которых в России существенно уступает международной практике;
- прекращение правовых барьеров для выпуска опционов менеджеров, открытие возможности учреждать внутрикорпоративные пенсионные и инвестиционные планы под налоговые льготы;
- введение индивидуальных пенсионных счетов, снятие излишних ограничений для инвестирования на фондовом рынке для институциональных инвесторов;
- создание льготного налогового режима для формирования благотворительных и эндаумент-фондов и превращения их в крупных институциональных инвесторов.

Деформации в архитектуре финансовой системы, способствующие концентрации рисков и эксцессивной волатильности финансового рынка. Хотя в значительной мере эксцессивная волатильность вызвана низкой финансовой глубиной экономики, открытостью счета капитала при фиксированном валютном курсе, зависимостью от иностранных инвесторов при отсутствии расширенной базы внутреннего спроса на финансовые активы (см. выше), часть факторов, формирующих волатильность, относится к архитектуре финансового рынка.
К ним относятся: низкая капитализация финансовых институтов; чрезмерная концентрация денежных ресурсов и рынков в столице; олигополистическая структура финансового рынка с его концентрацией на узкой группе участников и нескольких акциях; сверхконцентрации в структуре институциональных инвесторов; отсутствие мониторинга потоков иностранных портфельных инвестиций в архитектуре торговых систем; архитектура классического рынка РТС; недостаточная ликвидность рынка для поддержания устойчивости; ограниченный круг финансовых инструментов для диверсификации финансовых потоков; слабость систем управления рисками и отсутствие надзора за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг; отсутствие компенсационных фондов на фондовом рынке; информационные асимметрии и др.
В этой связи требуется реализация системы административных и экономических мер, направленных на решение отдельных частных проблем, общий вектор которых формирует высокую волатильность финансового рынка. В частности, в состав указанных мер входят:
- реструктурирование банковского сектора (обеспечение роста собственных средств в банках и соблюдения пруденциальных требований в соответствии с Базельскими соглашениями и на этой основе реструктуризация сети банков, ужесточение требований к системе управления рисками и публичному раскрытию информации);
- реструктурирование отрасли ценных бумаг, деривативов и институциональных инвесторов (повышение требований к размеру собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и инстутициональных инвесторов, введение системы пруденциального надзора (с менее жесткими требованиями, чем в отношении коммерческих банков), введение нарастающих по объему требований к системе управления рисками и публичному раскрытию информации профессиональных участников, создание компенсационных фондов профессиональных участников, покрывающих риски невыполнения ими обязательств перед клиентами, либо централизованной системы резервирования средств с участием государства);
- существенное расширение информационной прозрачности забалансовых операций банков, профессиональнх участников рынка ценных бумаг и институциональных инвесторов, их операций на внебиржевом рынке, в сфере деривативов, в области секьюритизации и других форм финансового инжиниринга;
- переход к регулированию деятельности и пруденциальному надзору финансовых конгломератов и их агрегированных рисков.

Недостаточное доверие инвесторов к рынку, его преимущественно спекулятивный характер, слабая эффективность рынка. Высока доля манипулятивных и инсайдерских сделок на рынке ценных бумаг, недостаточны эффективны система раскрытия информации и надзора за рынком, не в полной мере применены этические стандарты и меры по урегулированию конфликтов интересов, фактически отсутствует правоприменение по нарушению прав инвесторов на вторичном рынке ценных бумаг. Решение этих проблем является критически важным для прихода массового инвестора на рынок.
Практическими мерами являются развитие реальной – вместо формальной - регулятивной инфраструктуры, системы надзора за рынком, практики правоприменения, обычаев делового оборота, предупреждающих нарушения честности и справедливости механизма ценообразования на рынке ценных бумаг. Одним из решений является создание Службы финансового омбудсмена (в соответствии с практикой Великобритании и других стран).

Ограниченность в выполнении рынком своих функций по долгосрочному финансированию экономики и содействии в управлении рисками (в осуществлении IPO, в привлечении долговых денежных ресурсов под низкий процент, в хеджировании рисков).
Объем внутреннего денежного спроса на финансовые инструменты резко ограничен в сравнении с индустриальными и многими развивающимися экономиками. Интересы инвесторов искажены отсутствием необходимых налоговых стимулов. Незначительно присутствие долгосрочных иностранных инвесторов на внутреннем рублевом рынке. На внутреннем рынке ограниченна возможность получить крупные денежные вливания. Как следствие, многие предприятия не способны и не подготовлены к выходу на фондовый рынок за инвестициями, имеют фальсифицированную структуру собственности, множественный бухгалтерский учет, искусственно раздроблены, поддерживают значительные теневые обороты, нуждаются в реструктуризации.
В этой связи, как указывалось выше, необходимо расширить в соответствии с международной практикой налоговые стимулы для частных и институциональных инвесторов в части вложения средств в инструменты фондового рынка, прежде всего при инвестировании на длительное время.
Целесообразно снять излишние ограничения в использовании активов институциональными инвесторами на фондовом рынке. Использовать доли (5 – 10%) средств государственных внебюджетных фондов резервного и инвестиционного назначения для их вложения в рублевые корпоративные облигации через институт независимых портфельных управляющих. Ввести специальный режим для иностранных инвесторов в части среднесрочных инвестиций в рублевые фондовые активы (с налоговыми льготами и сниженными регулятивными издержками). Восстановить общедоступную систему раскрытия информации о рынке (эмитентах и профессиональных участниках), находящуюся в собственности государства, бесплатную для пользователей (по аналогии с США). Создать финансируемую государством систему раскрытия информации и маркетинговую программу продвижения российского рынка в качестве торговой площадки для среднесрочных иностранных инвесторов.

Фрагментарность рынка. Российский финансовый рынок характеризуется значительным числом организационных, информационных, регулятивных, технологических барьеров на рынке, затрудняющих честность и справедливость ценообразования и значительно увеличивающих транзакционные издержки участников.
В этой связи целесообразны разработка и реализация концепции «Национального финансового рынка», направленной на снижение фрагментарности и транзакционных издержек (аналогия – США), а в ее рамках:
- консолидация торговой, депозитарной и расчетной инфраструктуры рынка;
- создание в соответствии с международной практикой национальной депозитарной и расчетно-клиринговой корпорации (центральный депозитарий, централизованный клиринг и расчеты по ценным бумагам и другим финансовым инструментам);
- переход к концепции “Русские биржи” (аналог - Spanish Exchanges, OMX Exchanges (Скандинавия и Прибалтика), Hong Kong Exchanges), объединяющей все сегменты и все биржи организованных товарного и финансового рынков;
- введение регулятивных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг по обеспечению лучшей цены для инвесторов независимо от того, на каком рынке и в какой торговой системе совершается сделка;
- создание интегрированного информационного и технологического обеспечения, позволяющего совершать сделки в едином пространстве финансового рынка Российской Федерации (аналог – США).

Высокие регулятивные издержки в сравнении с эффективностью деятельности регулятора. Финансовые продукты имеют неравные регулятивные издержки. На финансовом рынке сохраняются административные барьеры, не адекватные задачам, которые ставятся перед регулированием. Операционная способность и ресурсы государственных регуляторов фондового и страхового рынков, рынков пенсионных накоплений и коллективных инвестиций не соответствуют их задачам и выполняемым функциям. Крайне ограниченна практика правоприменения, относящаяся к честности и справедливости ценообразования на финансовые активы, к устойчивости финансовых посредников, к управлению микро- и макрорисками, лежащими на рынке.
В этой связи важное значение будут иметь реформирование системы государственного регулирования финансовых рынков; снятие излишних полномочий и административных барьеров; завершение создания мегарегулятора; обеспечение соответствия операционной способности и ресурсов регулятора финансового рынка и поставленным перед ним задачам; перенос акцентов на саморегулирование, на надзор за финансовым состоянием участников рынка ценных бумаг, за честностью и справедливостью ценообразования, за уровнем рисков фондового рынка, на пруденциальный надзор за финансовым состоянием профессиональных участников фондового рынка.

Создание системы макропруденциального надзора, направленного на предупреждение финансовых кризисов.

Периодические финансовые кризисы являются встроенным элементом циклического движения глобальной и российской экономики, для которой характерна встроенная высокая волатильность финансового рынка, одни из самых высоких в мире риски. До 2008 г. регуляторы и рынок не были подготовлены к системным рискам, отсутствовали системы мониторинга, планы действий и организационные структуры для противодействия рыночным шокам и другим специальным ситуациям на финансовом рынке
В этой связи необходимо установление контроля за накоплением системных рисков в финансовом е экономики. Предполагается создание «министерства по чрезвычайным ситуациям» в финансовом секторе, системы мониторинга угрозы финансовых кризисов, планов совместных действий российских финансовых регуляторов при наступлении “специальных ситуаций” и рыночных шоков, программ информационного обмена и координации действий с зарубежными финансовыми регуляторами. Цель постоянно действующей системы независимого макроэкономического мониторинга - “раннее оповещение” руководства страны о нарастающих рисках финансового кризиса, вызванных внутренними и внешними факторами. Система макроэкономического мониторинга будет также выявлять угрозы национальной безопасности, формируемые на внешних финансовых рынках и в системе их взаимодействия с финансовым ом России. Должна быть сформирована система раскрытия информации о рисках финансового кризиса по формату отчетности о финансовой стабильности, принятой в международной практике.

 

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Комментарии

Перевозка негабарита ссылка. . Ассорти мини пирожков с доставкой.