Финансовая библиотека Миркин.ру
Раскрепощение собственности. Финансовое стимулирование роста и модернизации

«Он опять пропустил мимо себя живое
государство и не заметил его чистого
первоначального действия».

Андрей Платонов. Государственный житель

Стратегия развития финансового сектора России может быть реализована только в случае совпадения ее направленности с векторами других видов экономической политики государства, прежде всего в части собственности, государственных финансов и инвестиций. Неэффективная бюджетная и налоговая политика, связанная с растущими дефицитами в публичных фондах, неоптимальное управление государственным долгом, ведущее к накоплению системных рисков, ведут к невозможности достижения целей развития финансовой системы.

Предупреждение эксцессивного расширения участия государства в собственности. Объективное расширение государственной собственности, в т.ч. в финансовом секторе, связанное с природой российской экономики, как развивающейся, и противодействием кризису 2007 – 2008 гг., может перейти границы, в рамках которых российская экономика сохраняет рыночный характер и не перерастает в огосударствленную административную экономику.
Как показывает международная практика, эффективным решением в этой связи является формирование программы, предусматривающей приватизацию / распродажу на вторичном рынке государственной или квази-государственной собственности, приобретенной государством с целью противодействия кризису 2007 – 2009 гг. (часть капиталов коммерческих банков, сформированных за счет государства, акции компаний реального а и дочерних кредитных организаций, приобретенные банками за счет средств государственной поддержки). Указанная собственность может быть обособлена в отдельный фонд, принадлежащий государству, с целью эффективного управления ее последующей реализацией на рынке.
Еще одна программа – развитие акционерной собственности работников, внедрение инвестиционных накопительных счетов, подобных IRA в США (под налоговые льготы), внутрикорпоративных пенсионных, опционных и инвестиционных планов, установление для них льготного налогового режима (как и для благотворительных фондов и фондов целевого капитала).

Эластичность бюджетной политики. Сохраняется значимая вероятность того, что бюджетные расходы, резко выросшие в период бума нефтяных и других экспортных цен в 2000-е гг., окажутся неэластичны к их потенциальному снижению и сокращению доходной базы бюджета, что может привести к излишнему накапливанию государственного долга, кризису государственных финансов и запуску механизма монетарной инфляции в среднесрочной перспективе.
В этой связи важным элементом бюджетной политики должно стать обеспечение эластичности расходной части бюджета в пределах, обеспечивающих социальную, экономическую и финансовую безопасность (с учетом диверсификации доходной базы бюджета за счет стимулирования внутреннего денежного спроса и роста объемов производства, ориентированного не на экспорт, а на внутреннее потребление). Важными задачами являются завершение перехода на механизмы бюджетного финансирования, ориентированные на конечный результат, базирующиеся на системе нормативов (вместо системы индивидуальных смет), а также ускоренное внедрение механизмов, обеспечивающих значительное расширение внебюджетных доходов как источника финансирования общественного сектора («корпоратизация» бюджетных и автономных учреждений, частно-государственные партнерства и т.п.).

Фискальный пресс. Налоги и квази-налоги сосатвляют около 50% ВВП, что, как показывает международная практика, вытесняет Россию в зону стран с низкими темпами развития и невысокими нормами накопления (Китай – до 25%). Мало используется международный опыт стимулирования прямых иностранных инвестиций, вложений в инновации и приоритетные отрасли экономики, налоговые льготы ограниченны.
По мере посткризисного перехода экономики в зону роста необходимы снижение налогового пресса и стимулирование роста накопления на основе диверсифицированной системы налоговых льгот (китайский или иной международный опыт).
Предлагается создание системы налоговых и иных имущественных льгот государства, стимулирующих:
- прямые иностранные инвестиции, которые несут модернизацию производства и новые технологии;
- вложения в инновации и приоритетные отрасли экономики; длинные инвестиции в акции на фондовом рынке;
- вложения бизнеса в общественный сектор, приводящие к экономии бюджетных расходов, к диверсификации доходов и к укреплению экономической самостоятельности учреждений и предприятий общественного сектора, к росту качества профессионального образования, науки, к улучшению качества жизни.

Инвестиционная политика. Удержание экономической и социальной устойчивости при масштабных кризисах требует, как показывает международная практика, расширения инвестиций государства, реализации среднесрочной программы общественных работ за счет государства.
В этой связи предлагается использовать программы общественных работ, ориентированные на потребности среднего класса, в качестве антикризисного инструмента и механизма, стимулирующего рост внутреннего предложения во взаимодействии с увеличением внутреннего денежного спроса как одной из стратегий развития финансовой системы. В структуре программ общественных работ формирование государственного заказа и связанного с ним финансирования на вложения в инфраструктуру (дороги, коммуникации, энерго- и водоснабжение, коммунальные сети), а также в приоритетные территории (восстановление экономики и социальной инфраструктуры центральных районов России, сети аграрных поселений).

Стимулирование экономического роста и антикризисное регулирование на основе механизмов финансовой поддержки. Задачи посткризисного восстановления и модернизации производства в развивающихся экономиках невозможно, как показывает практика, решить только через свободный рынок капиталов. Внутренние рынки капиталов не обладают достаточной емкостью, спекулятивны, зависят от финансирования нерезидентов, крайне волатильны. Крайне высока стоимость финансирования, низка доступность кредитов и других заемных средств для тех сегментов экономики и предприятий, которые нуждаются в развитии с позиций политики модернизации, повышения уровня жизни и социальной устойчивости. Они не полностью отвечают рыночным критериями распределения капиталов, так же как и большинство домашних хозяйств, имеющих низкие стартовые возможности, но нуждающихся в заемных средствах для приобретения земли, недвижимости, получения образования, создания малого бизнеса и т.п.
В этой связи объективно возникают центральные и региональные программы государственной поддержки приоритетных отраслей и компаний (бюджетные и налоговые кредиты, централизованно распределяемые кредиты, рефинансируемые центральным банком, субсидирование процентной ставки, депозитно-кредитные схемы, совместное финансирование государством и бизнесом и т.п.). Наряду с этим международная практика содержит множественные примеры кредитной поддержки среднего класса и тех домашних хозяйств в группе населения с низкими доходами, которые готовы пользоваться преимуществами «социального лифта» (специализированные финансовые институты с государственным участием, созданные с этой целью).
В экономиках, подобных российской, венчурное финансирование возможно только с поддержкой государства.
Все эти меры должны осуществляться в объемах, не нарушающих рыночной природы экономики и финансовой системы России, быть связанными с планами реструктуризации производства и корпоративных финансов, обеспечивающими выход российских компаний на мировые стандарты качества и корпоративного управления.
С другой стороны, объемы этих программ не должны быть «каплей в море» (как в 1990-х – 2007 гг.). Их размерность должна на деле приводить к снижению процента, к удовлетворению массового спроса, реально подталкивать частные финансовые институты к нормализации финансовых услуг.
В российском финансовом секторе отсутствует полный спектр специализированных финансовых институтов с участием государства, являющихся центром формирования новых сегментов финансовой системы, приоритетных с позиций развития экономики и социума. Часть созданных финансовых институтов функционируют формально, ограниченны по своему финансовому потенциалу и не решают проблемы доступности кредитов с низкими процентными и регулятивными издержками.
В этой связи предполагается существенное увеличение ресурсного потенциала финансовых институтов, обслуживающих экспортные операции и сельскохозяйственный кредит. Необходимо использование депозитно-кредитных схем с низкой доходностью для создания через них, а также через финансовые институты на ипотечном рынке системы массового кредитного обслуживания, с низкими регулятивными издержками, обеспечивающего общедоступность кредита в аграрном секторе, в экспорте продукции с высокой степенью обработки, в ипотеке. Могут быть созданы специализированные финансовые институты в области образовательного кредита, микрофинансирования, финансовой поддержки ветеранов, страхования розничных инвестиций на рынке ценных бумаг и т.п.

 

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Комментарии

Стеклянные салатники. Креманки купить rona салатники http://www.vashaposuda.ru. . Эффективная трубная теплоизоляция Thermaflex на сайте https://thermaflex.com/ . Строительство. Опалубка перекрытий на телескопических стойках - opalubka.com