Финансовая библиотека Миркин.ру
Посткризисная финансовая политика: как это будет

Прогнозируется, что в посткризисный период, в основном, сохранится предкризисная формула государственного регулирования финансового сектора, с коррективами, накладываемыми реформой международного финансового регулирования и обязательствами, которые принимает на себя Российская Федерация в форматах G-8 и G-20.
Эта формула заключается в следующем:
- отсутствие идеологии ребалансирования экономики (рост нормы накопления при снижении расходов государства и использовании профицитного сальдо торгового баланса на цели инвестиций); отсутствие настройки всей экономической и финансовой политики на увеличение нормы накопления и, соответственно, на поддержание высоких темпов экономического роста и модернизации (при использовании в практике отдельных стимулов и элементов такой политики);
- продолжение более мягкой денежной политики 2000-х гг. (в отличие от рестриктивной политики до осени 1998 г.), выводящей Россию на средние уровни финансовой глубины (монетизации, насыщенности экономики банковскими активами, кредитами) в кластере развивающихся стран. Вместе с тем недостаточный уровень монетизации для страны, стремящейся поддерживать высокие темпы экономического роста и провести модернизацию;
- суженная практика рефинансирования коммерческих банков через Банк России (требования в балансе Банка России на коммерческие банки минимальны в сравнении с международной практикой); ограниченная ликвидность коммерческих банков (в сравнении с долей центрального банка в активах банковской системы). До кризиса 2008 – 2009 гг. такая система рефинансирования де-факто отсутствовала; она появилась в качестве механизма удержания банковской системы «на плаву» и свертывается по объемам после кризиса;
- механизм эмиссии рубля против валютных поступлений в экономику (своеобразный Валютный совет (Currency Board)). Как следствие, избыточная зависимость российской экономики от доступа к мировым рынкам капитала и сверхвысокая волатильность, подверженность финансовым инфекциям;
- приверженность закрепленному курсу рубля, привязанному к корзине валют; либерализованный счет капиталов при фиксированном или повышающемся курсе национальной валюты, что делало финансовый рынок уязвимым: зависимым от спекулятивных иностранных инвесторов и подверженным спекулятивным атакам нерезидентов. Вместо прямых и долгосрочных портфельных инвестиций – “горячие деньги”, появление которых в экономике, в конечном счете, приводит к росту системных рисков;
- отсутствие активного противодействия государства немонетарной инфляции (двузначная инфляция закладывается в тарифах и ценах, на которые влияет государство, антимонопольная политика не ограничивает усиление олигополий в структуре экономики, генерирующих рост цен). Как следствие, не снижаемый в течение ряда лет (за исключением 2009 г.), двузначный высокий уровень инфляции (не менее 10%), искажающий финансовые стимулы экономического роста, ограничивающий эффективное накопление сбережений и перераспределение денежных ресурсов на цели инвестиций. Новацией, как показывает практика, может стать попытка в 2011 – 2015 гг. придать более активный статус антимонопольным органам, расширить зону регулируемых цен, в т.ч. через государственные закупки;
- эксцессивный ссудный процент в сравнении с большинством стран, высокий процентный спред, искажающие систему перераспределения денежных ресурсов в экономике; соединение монетарными властями высокого (в валютном выражении) процента, открытого счета капиталов и закрепленного курса национальной валюты (классический механизм запуска финансовых кризисов); недействующий процентный инструментарий центрального банка (в случае, если система рефинансирования коммерческих банков через центральный банк не работает или действует с небольшими стоимостными объемами); ставка рефинансирования центрального банка, временами эксцессивная, не имеющая реального воздействия на уровень процента в экономике; неэффективно используемый или не применяемый механизм администрируемого процента (процентного спреда), не приводящий к снижению процента по ссудам бизнесу и домашним хозяйствам до уровня ниже двузначной величины. Как следствие, активные стимулы к наращиванию внешних корпоративных и банковских долгов по ставкам процента, более низким, чем внутри России (что при закрепленном курсе рубля дает возможность использовать эти заемные средства как внутри России, в т.ч. для «кэрри трейд», так и для зарубежной экспансии, быстрого расширения вложений российских корпораций в иностранные активы). Вместе с тем в 2009 – 2010 гг. центральный банк начал снижение ставки рефинансирования, оказывал реальное воздействие на уровень процента через систему рефинансирования коммерческих банков. Насколько эти новации будут сохранены – покажет будущее
- укрепление реального эффективного курса российского рубля. Последствия - при прочих равных (без учета фактора роста мировых цен на нефть и газ) - поощрение импорта и ухудшение его соотношения с несырьевым экспортом, прежде всего высокотехнологичным, постепенное разрастание спекулятивных портфельных инвестиций, прежде всего в акции, рост рисков финансового кризиса в России (полностью реализованных в конце 2008 - 2009 гг.);
- как указывалось выше (см. главу 7), рост фискальной нагрузки; всё большая концентрация денежных ресурсов в системе государственных финансов на федеральном уровне; повышенная налоговая нагрузка на растущую экономику, выводящая ее в зону неустойчивой макроэкономической динамики; накапливание социальных, инвестиционных и иных обязательств бюджета, делающих его неэластичным при реализации системных рисков и резком снижении бюджетных доходов; трансферт профицита бюджета, образовавшегося в связи с ограничениями на рост расходов, во внебюджетные фонды - стабилизаторы, а из них – за рубеж, в иностранные активы - в качестве ликвидности, «избыточной» в российской экономике; наращивание бюджетных расходов до уровней, не эластичных к реализации системных рисков (финансовых кризисов). Новация - появление консолидированного дефицита государственных финансов в кризисный / посткризисный период (2008 – 2010 гг.) и расходование на цели его покрытия внебюджетных фондов – стабилизаторов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда), с последующим расширением государственных заимствований внутри страны и за рубежом. Это означает, что государство может открыть еще один канал в экономику для горячих денег нерезидентов (государственный внешний и внутренний долг), что связано с нарастанием системных рисков. Другой новацией может стать усиление элементов дискреционной налоговой системы (которые были слабы в 2000-х гг.) по мере внедрения в государственную практику идей налогового стимулирования экономического роста, модернизации, прямых иностранных инвестиций, создания международного финансового центра и инновационных зон. Прогнозируется увеличение инвестиционной составлящей бюджета (запуск крупных капиталоемких проектов за государственный счет и на началах частно-государственного партнерства);
- формирование жесткой зависимости российского финансового рынка от динамики глобальных финансов (РФ как один из «активов», схожих с латиноамериканскими рынками); эксцессивный разогрев рынков в середине 2003 г. – первом полугодии 2008 г. в преддверии финансового кризиса 2008 – 2009 гг.; отсутствие механизмов в рамках политики счета капитала, ограничивающих вход «горячих денег», а также риски массового, единовременного бегства капиталов («sudden stop»);
- создание «двухполюсной» экономики, зависящей от экспорта сырья и доступа к внешнему финансированию. Сохранение дефицита инвестиций в экономике РФ, требующей модернизации, на основе излишней фискальной нагрузки и вывода «избыточной» ликвидности из страны (через бюджет и международные резервы в валюту и государственные активы других стран), с другой стороны, компенсация выведенных денег - накачивание экономики «горячими деньгами» и корпоративными внешними долгами (которые, в свою очередь, частично выводились за рубеж как инструмент для экспансии в заграничные активы);
- отсутствие целенаправленной политики в области предупреждения финансовых кризисов, создания системы мониторинга их рисков и программ действий в чрезвычайных ситуациях. В этой части ожидаются изменения в связи с реформой международного финансового регулирования и посткризисной практикой создания в центральных банках таких систем;
- сохранение высоких регулятивных издержек, связанных с функционированием российской финансовой системы.
В этой формуле взаимодействия ряд составляющих был связан с нарастанием рисков финансового кризиса и сохранением ограничительных условий экономического роста (сочетание высокой фискальной нагрузки, вывода «избыточной» ликвидности за рубеж, закрепленного курса рубля, либерализации счета капиталов и высокой доходности финансовых активов) при том, что нормализованные составляющие (рост монетизации, профицитность бюджета, сокращение государственного долга, рост резервов) во многом обусловлены потоком нефтедолларов, имеющем, если анализировать долгосрочные ряды динамики экспортных цен, крайне волатильный и рискованный характер.
Прогнозируется, что новацией в политике финансовых властей станет реструктуризация отрасли ценных бумаг и институциональных инвесторов (рекапитализация, повышение требований к резервам на покрытие убытков, к информационной прозрачности, к системам управления рисками, к урегулированию конфликтов интересов на финансовом рынке, к системам корпоративного управления, к внедрению МСФО, к институтам альтернативных инвестиций, к операциям с деривативами и т.п.).
Указанная реструктуризация будет следовать за реформой международного финансового регулирования, воспринимая часть ее концепций (например, накапливание резервов и предотвращение роста левериджа на повышательной стадии экономического цикла).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Комментарии

Миркин.ру - финансовая библиотека.