Основные параметры финансовой системы России останутся в пределах, характерных для срединной позиции кластера развивающихся рынков (финансовая глубина, инструментальная и институциональная структура финансовой системы, волатильность, риски, ликвидность, доходность, роль государства и т.п.) (сравнительный анализ финансовых систем России, индустриальных и развивающихся стран см. в частях I и II).
Норма накопления
Укрепление финансовой системы России, ускорение роста и модернизация экономики Российской Федерации возможно лишь при существенном увеличении нормы накопления (наряду с сохранением стабильного потребления домашними хозяйствами и сокращением потребления государства до уровня, присущего быстрорастущим азиатским экономикам) за счет использования добавленной стоимости, приносимой превышением экспорта над импортом (вместо «нейтрализации» избыточной ликвидности в валютные резервы, имеющие объем, эксцессивный по отношению к размерам экономики). В рамках существующей экономической и финансовой политики не прогнозируется существенного увеличения нормы накопления. Она не стала на практике таргетируемой величиной в рамках макроэкономического регулирования российской экономики. Соответственно, экстраполяция должна показать посткризисный рост нормы накопления в границах, сложившихся до 2008 – 2009 гг. (особенно в период разогрева экономики в 2007 – первом полугодии 2008 г.), позволяющих поддерживать умеренно высокие темпы экономического роста, обусловленные выгодной конъюнктурой на мировых рынках сырья (таблица 20.1). В свою очередь, это позволяет в рамках «сырьевой финансовой системы» и «спекулятивной модели финансового рынка», сохраняя эксцессивную волатильность и риски, переходить – в силу объемности сырьевых денежных потоков – в более зрелое состояние финансовой системы и финансового рынка (достижение большей финансовой глубины, рост монетизации, продуктовая и институциональная диверсификация и т.п.).
Таблица 20.1. Прогнозная динамика нормы накопления по Российской Федерации (1994 - 2015 гг.)*
Показатель
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Доля в ВВП инвестиций в основной капитал с учетом изменений в запасах, %
|
25,5
|
25,4
|
25,0
|
22,8
|
15,7
|
15,5
|
18,6
|
22,0
|
20,1
|
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2015
|
Доля в ВВП инвестиций в основной капитал с учетом изменений в запасах, %
|
20,7
|
20,9
|
20,1
|
21,5
|
24,6
|
25,5
|
18,6
|
20 - 22
|
24 - 26
|
* Рассчитано по данным IMF International Statistics. Показатель определен как (Инвестиции в основной капитал + Изменения в запасах)/ВВП, % (Gross Fixed Cap. Form.+Сhanges in Inventories)/GDP, %)
Финансовая глубина
Соответственно, прогнозируется дальнейший рост финансовой глубины, и, соответственно, монетизации экономики России (по мере приближения к «новым индустриальным странам» и достижения большей зрелости ее финансового рынка). Как следствие – устойчивый переход в новые коридоры капитализации и оцененности российского бизнеса, величины долговых активов – в 60 – 70% ВВП, снижения цены денег (таблица 20.2).
Таблица 20.2. Прогноз финансовой глубины российской экономики*
Показатель
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2002
|
2004
|
2007
|
2009
|
2015
|
Финансовая глубина
|
Деньги / ВВП в текущих ценах, %*
|
17,4
|
16,2
|
17,8
|
23,4
|
21,7
|
21,4
|
25,9
|
31,6
|
44,5
|
49,5
|
55 - 60
|
Банковские депозиты / ВВП в текущих ценах, %*
|
12,6
|
11,8
|
13,0
|
16,1
|
15,5
|
15,4
|
19,1
|
21,9
|
31,5
|
39,2
|
43 - 48
|
Капитализация рынка акций / ВВП в текущих ценах, %*
|
4,1
|
8,6
|
16,5
|
4,0
|
10,8
|
13,7
|
26,0
|
28,5
|
103,1
|
62,0
|
80 - 90
|
*Рассчитано по данным IMF International Financial Statistics 2000 – 2010 (Money + Quasi-Money / GDP, Current Prices, %, по Бразилии с 2004 г., России с 2007 г. - Broad Money / GDP, Current Prices, %), World Federation of Exchanges Statistics, РТС
Прогнозируется, что при сохранении мировых цен и спроса на сырье в диапазоне от высоких до умеренных уровней (анализ рисков в этой области см. выше) в России будут поддерживаться позитивный торговый баланс, потенциально профицитный бюджет (в период до кризиса 2008 – 2009 гг. длительное время сводился с профицитом), низкий уровень государственного внешнего долга, значительный (или, как это было, в 2000-е гг. - эксцессивный) уровень международных резервов. Финасовая глубина экономики будет расти за счет значительного притока иностранного капитала (прежде всего высокоспекулятивных портфельных инвестиций) и возобновления прямых инвестиций в размерах, сопоставимых с 2007 г. Механизм эмиссии рублей будет, как и в 2000-е гг., привязан к валютным поступлениям. При этом частично сохранится механимз рефинансирования банков (кредитной эмиссии рублей под рост внутреннего оборота), воссозданный в период кризиса 2008 – 2009 гг. Рост капитализации рынка акций, увеличение объемов рынка долговых ценных бумаг, наращивание операций с деривативами, - всё это будет происходить на волне краткосрочных потоков «горячих денег» нерезидентов, за счет «кэрри трейд», так и – частично – за счет роста монетизации экономики России, увеличения внутреннего спроса домашних хозяйств и институциональных инвесторов. Россия будет продолжать иметь относительно низкую монетизацию экономики (50% в 2009 г., 55 – 60% в 2015 г.), находясь в срединном положении среди стран развивающегося мира и в существенной мере отставая по этому параметру от индустриальных стран, стран БРИК. Экономики Китая, Индии и Бразилии еще длительное время будут находиться в более привилегированных условиях в сравнении с Россией, будучи в более полной мере насыщены денежными ресурсами. В результате Россия будет относительно проигрывать в отношении внутреннего финансового потенциала для экономического роста, в заниженной капитализации рынка акций (в части вызываемой внутренним спросом, без учета горячих денег нерезидентов) и насыщенности кредитами экономики, в более высокой цене денег на внутреннем рынке. Сравнительно низкая монетизация экономики будет являться дополнительным фактором риска, увеличивая волатильность финансовой системы.
Структура финансового сектора (банковский сектор,институциональные инвесторы)
На этой основе будет продолжаться диверсификация финансовой структуры российской экономики (снижение долей центрального и коммерческих банков в финансовых активах, рост экономической роли институциональных инвесторов) (таблица 20.3).
Таблица 20.3. Прогнозируемая структура финансового сектора России
Активы, на конец г., %
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010 (март)
|
2015
|
Банковский сектор
|
Банк России
|
30,4
|
29,9
|
29,8
|
29,1
|
28,6
|
27,4
|
25 - 26
|
Кредитные организации
|
61,2
|
61,3
|
61,8
|
65,6
|
66,5
|
67,3
|
62 - 64
|
Институциональные инвесторы
|
Страховые организации, НПФ
|
6,2
|
6,0
|
4,8
|
3,5
|
3,9
|
4,1
|
7 - 8
|
Паевые фонды (СЧА)
|
2,1
|
2,7
|
3,5
|
1,7
|
1,0
|
1,1
|
4 - 5
|
ОФБУ (СЧА)
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
Итого
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
*Расчеты по данным Банка России (обзоры кредитных организаций, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов), Национальной лиги управляющих (инвестиционные фонды), НАУФОР (общие фонды банковского управления). НПФ – негосударственные пенсионные фонды, ОФБУ – общие фонды банковского управления, СЧА – стоимость чистых активов. В таблице не учтены активы брокерско-дилерских компаний, управляющих компаний инвестиционных фондов и НПФ
Инфляция
Как и в 1990-е – 2000-е гг., повышенная инфляция будет продолжать являться встроенным компонентом экономики (таблица 20.4), носящим преимущественно немонетарный характер. Сохранится олигополистический характер ценообразования. В тарифную политику государства будут, как и в 2000-е гг., закладываться ежегодные изменения цен, стремящиеся к двузначным. Высокие риски (эксцессивная доходность, повышенный процент и регулятивные издержки) будут включаться собственниками в цены. Одним из базовых интересов бизнеса останется стремление к максимизации прибыли на коротких временных горизонтах, к спекулятивной компоненте в ценах. Москва, как один из самых дорогих городов мира, останется «двигателем» инфляции (концентрация более 60% финансовых активов и, соответственно, денежного спроса в столице, толкающее цены вверх). «Личная», реальная инфляция останется, по оценке, выше официальной. Начнет сказываться разогрев рынков на повышательной стадии экономического цикла (вектор роста цен). Внутренние цены по-прежнему будет не эластичны к понижательным движениям мировых цен, к укреплению рубля по отношению к доллару США и, наоборот, будут немедленно реагировать ростом на увеличение мировых цен (на топливо, на продовольствие и т.п.) и ослабление рубля по отношению к доллару США и евро. Разовые «окрики» государства не смогут заменить эффективной антимонопольной политики, особенно на розничных рынках, и деятельности государства в публичном секторе (регулируемые цены, госзакупки), направленные на снижение инфляции.
Таблица 20.4. Прогноз уровня инфляции*
Темпы изменения потребительских цен, % к предыдущему году
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Россия
|
131,3
|
21,8
|
11,0
|
84,4
|
36,5
|
20,2
|
18,6
|
15,1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темпы изменения потребительских цен, % к предыдущему году
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2011 - 2015 прогноз
|
Россия
|
12,0
|
11,7
|
10,9
|
9,0
|
11,9
|
13,3
|
8,8
|
8 - 14
|
*Агрегаты “Все развитые экономики” и “Весь развивающийся мир” определены по данным IMF World Economic Outlook Database April 2010, www.imf.org. Первый агрегат формируется строкой “Advanced economies”, второй агрегат - строкой «Emerging and developing economies”; (+) – рост цен, (-) – падение цен
Вспышки системных рисков, падение мировых цен на сырье (вероятность локального финансового кризиса обсуждается ниже) способны вывести инфляцию за прогнозируемые пределы в 8 -14%.
Банковский сектор. Насыщенность экономики наличными деньгами
Как указывалось выше, высокая доля наличных – индикатор рисков политической системы, запущенных социальных отношений, слабости экономики, недоверия к финансовым институтам, высокого системного риска. Для России характерна высокая (срединная для развивающихся рынков) доля наличных рублей в обращении. Несмотря на то, что она непрерывно снижается, прогнозируется, что этот параметр будет эксцессивным и на временном горизонте 2011 – 2015 гг. (таблица 20.5).
Таблица 20.5. Прогнозируемая доля наличных рублей в структуре денежной массы
Доля наличных денег в структуре денежной массы, %
|
1995
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Россия
|
29,3
|
28,5
|
30,0
|
27,0
|
26,9
|
28,1
|
26,1
|
23,7
|
18 - 20
|
Валютный курс и счет капитала
Прогноз, основанный на экстраполяции многолетних тенденций (комментарий см. выше), предполагает дальнейшее расширение разрыва в динамике реального и номинального эффективных валютных курсов (причины – высокая инфляция, стремящаяся к двузначной, политика Банка России по сдерживанию обесценения рубля, закреплению его по отношению к доллару США или корзине валют) (таблица 20.6). Как указывалось выше (см. глава 2) экономический смысл этого разрыва - переоцененность рубля, его неэластичность к инфляции как встроенная компонента финансовой системы России.
Таблица 20.6. Прогнозируемая динамика реального и номинального курса рубля
Страна
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
|
Динамика реального эффективного курса рубля, %, 1995=100
|
Россия
|
100,0
|
122,1
|
128,9
|
114,2
|
80,9
|
90,5
|
107,1
|
110,1
|
113,4
|
122,2
|
133,3
|
146,1
|
154,4
|
164,5
|
153,7
|
160 - 180
|
Динамика номинального эффективного курса рубля, %, 1995=100
|
100,0
|
97,1
|
98,9
|
80,3
|
32,5
|
34,5
|
36,4
|
34,1
|
32,3
|
32,7
|
32,8
|
33,8
|
34,1
|
33,9
|
29,0
|
24 - 25
|
*Рассчитано по данным IMF International Financial Statistics 2000 – 2010 (line ‘Real Effective Exchange Rate”). В соответствии с методическими пояснениями валютный курс выражается в долларах США за одну денежную единицу. Соответственно, рост индекса означает укрепление национальной валюты (рост ее реального эффективного курса), снижение индекса – обесценение национальной валюты (падение ее реального эффективного курса)
При прочих равных (без учета фактора роста мировых цен на экспортируемое из России сырье в 2000-е гг.) прогнозируемые следствия переоцененности рубля: - понижательное давление на экспорт, прежде всего сложной высокотехнологичной продукции (она становится не выгодна, инфляционный рост затрат внутри России опережает рост цен на эту продукцию на мировом рынке); - стимулирование импорта при понижательном давлении на производство импортозамещающей продукции (резкий рост валютной рентабельности импорта, формирование «ножниц» между низкими (в рублевом измерении, в связи с выгодным валютным курсом рубля) ценами «на входе» в Российскую Федерацию и высокими ценами «на выходе»); - стимулирование вывоза капитала, вывоза прибылей (прямые и портфельные инвестиции) при подавлении стимулов к прямым иностранным инвестициям (причина - «заниженная» оценка стоимости вкладов нерезидентов в капиталы). Как следствие, ограничительные эффекты, воздействующие на динамику экономического роста. Нарастание переоцененности рубля стимулирует импорт и оказывает давление на несырьевой экспорт (анализ см. в главе 2). В 1995 – 1997, 2001 – 2008 гг. соотношение «Прочий экспорт / Импорт» постоянно ухудшалось (в прочий экспорт не включаются углеводороды и, наоборот, в него входят высокотехнологичная продукция и товары с различной степенью обработки, в отличие от сырья). Прогноз ухудшения к 2015 г. содержится в таблице 20.7.
Таблица 20.7. Прогнозируемое воздействие валютного курса рубля на товарный экспорт / импорт
Показатель |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2015 |
Прочий экспорт / Импорт, % |
82,9 |
75,8 |
67,2 |
80,0 |
112,9 |
116,3 |
92,6 |
83,6 |
81,7 |
85,2 |
75,7 |
68,7 |
60,8 |
55,3 |
58,8 |
40 - 45 |
*По данным Банка России (аналитическое представление платежного баланса) (www.cbr.ru). Прочий экспорт -экспорт, не включающий сырую нефть, нефтепродукты, природный газ. Заливка – в квадрантах, в которых падал курс рубли (кризис 1998 г. с последующим восстановлением в 1999 – 2000 гг., кризис 2009 г.), а также 2015 г. – прогнозируемый год
Укрепление реального эффективного курса российского рубля, нарастание его разрыва с номинальным эффективным курсом рубля, эксцессивный размер «ножниц» между эффективным и номинальным курсом национальной валюты привели (и будут приводить), при прочих равных (без учета фактора роста мировых цен на нефть и газ), к нарастающему поощрению импорта в противодействие экспорту, не связанному с нефтью и газом, к дальнейшему (как это было в 1995 – 2009 гг.) росту спекулятивных портфельных инвестиций, прежде всего в акции, ведущему к экстремальной волатильности финансовой системы России, к высоким рискам финансового кризиса, как встроенной компоненте финансовой системы (детальный анализ см. в главе 2). Накапливающиеся в связи с этим концентрации системных рисков «сбрасываются» кризисами (1997 – 1998 гг., 2008 – 2009 гг.). Далее – тенденции возобновляются до нового кризиса. Оценка воздействия «ножниц» между реальным и номинальным эффективным курсом рубля на потоки прямых и портфельных иностранных инвестиций содержится в таблице 20.8. Прогнозируется их кратное увеличение (при условии благоприятных мировых цен на сырье), рост доли акций в портфельных инвестициях (как наиболее спекулятивной компоненты), резкое превышение портфельных инвестиций над прямыми (в 2 – 4 раза), как это сложилось в 2000-е гг.
Таблица 20.8. Динамика прямых и портфельных инвестиций*
Показатель
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2015 |
Нетто- портфельные инвестиции, млрд. долл. |
0,3 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
0,5 |
-29,8 |
-45,2 |
-59,9 |
-89,1 |
-122,9 |
-148,5 |
-253,5 |
-336,0 |
-86,7 |
-178,3 |
-400 - -600 |
Из них в акции, млрд. долл. |
-0,1 |
-0,1 |
-0,2 |
0,0 |
0,0 |
-11,0 |
-21,4 |
-31,1 |
-58,4 |
-89,1 |
-118,0 |
-207,4 |
-299,8 |
-79,8 |
-169,4 |
-380 - -570 |
Нетто-прямые инвестиции |
2,1 |
2,3 |
1,8 |
2,3 |
0,3 |
-12,2 |
-23,0 |
-17,8 |
-14,5 |
-14,4 |
-33,5 |
-49,4 |
-121,0 |
-10,9 |
-63,8 |
-150 - -200 |
Нетто-порт-фельные ин-вестиции / Нетто-пря-мые инвес-тиции, % |
14 |
26 |
22 |
35 |
167 |
244 |
197 |
337 |
614 |
853 |
302 |
513 |
278 |
795 |
279 |
200 - 400 |
Доля акций в нетто-портфельных инвестициях, % |
х |
х |
х |
х |
х |
36,9 |
47,3 |
51,9 |
65,5 |
72,5 |
79,5 |
81,8 |
89,2 |
92,0 |
95,0 |
96 - 97 |
**1995 – 2008 гг. – по данным IMF International Financial Statistics, 2009 г. - по данным Банка России (международная инвестиционная позиция РФ) (www.cbr.ru). Нетто-прямые инвестиции рассчитываются как накопленные прямые инвестиции из России за вычетом накопленных прямых инвестиций в Россию. Превышение инвестиций из России над инвестициями в Россию отражается со знаком «+». И, наоборот, превышение инвестиций в Россию над инвестициями из России отражается со знаком «-». По аналогичному принципу определяются нетто-портфельные инвестиции, нетто-ссуды и займы нефинансовых предприятий, нетто-прочие инвестиции
Волатильность валютного курса рубля
Как и в 2000-е гг., будет формироваться «сглаженная» динамика валютного курса рубля, прерываемая вспышками волатильности и резкими ослаблениями рубля в периоды кризисов. Будет сохраняться «срединная» волатильность в кластере развивающихся рынков (детальный анализ см. в главе 2). За этой динамикой, как и многие годы до прогнозируемого периода, будет стоять политика искусственного «закрепления валютного курса» рубля на фоне двузначной инфляции (фактор, подталкивающий рубль к ослаблению), растущего активного сальдо торгового баланса, притока спекулятивных капиталов нерезидентов, вывода «избыточной ликвидности» из России в международные резервы. Указанная политика была направлена на предупреждение значимого ослабления рубля по отношению к доллару США и другим мировым валютам и отчасти исходила из внеэкономических представлений о том, что «сильный рубль – позитив, слабый рубль – негатив».
Долларизация / евроизация экономики и финансового сектора
Наличная валюта и валютные вклады. Как и в 2000-е гг. будет высок уровень долларизации / евроизации финансового сектора (проникновение иностранной наличной валюты во внутренний оборот, высока доля активов и обязательств в иностранной валюте в сравнении с активами и обязательствами в рублях, зависимость от внешнего финансирования, прежде всего в части корпоративного внешнего долга, «кэрри трейд», портфельных и прямых инвестиций) (детальный анализ см. в главе 2). Прогноз в части использования наличной иностранной валюты и вкладов и депозитов в иностранной валюте приведен в таблице 20.9.
Таблица 20.9. Соотношение иностранной и национальной наличной валюты во внутреннем обращении России, рублевых и валютных вкладов (депозитов) физических лиц (на конец г.)*
Показатель
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2015
|
Доля иност-ранной ва-люты в обра-щении, %
|
76,2
|
71,9
|
67,0
|
53,3
|
44,3
|
39,1
|
25,4
|
12,6
|
26,3
|
10 - 20
|
Доля валютных вкладов, %
|
32,8
|
35,3
|
38,0
|
30,2
|
26,2
|
24,4
|
16,5
|
12,9
|
26,6
|
10 - 25
|
*Источники: Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001 – 2009 гг., Бюллетени банковской статистики (2000 – 2010) (Банк России), IMF International Financial Statistics 2000 – 2009. Рассчитано по офиц. курсу рубля к доллару США на конец г.. Методологию расчета показателей см. в таблицах 1.8 и 1.9
Международные резервы. Прогнозируется продолжение политики вывода «избыточной» ликвидности в эксцессивные международные резервы (анализ см. в главе 2) (при условии благоприятных мировых цен на сырье, с учетом увеличения расходных обязательств бюджета и резкого сокращения в посткризисный период государственных внебюджетных фондов – стабилизаторов, средства которых трансформировались в международные резервы). Прогноз формирования международных резервов Российской Федерации содержится в таблице 20.10.
Таблица 20.10. Прогноз формирования международных резервов Российской Федерации (на конец г.)*
Показатель
|
1994
|
1998
|
1999
|
2000
|
2004
|
2005
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Междунаро-дные резервы / ВВП, %
|
2,3
|
4,5
|
6,4
|
10,8
|
21,0
|
23,8
|
37,0
|
25,7
|
35,8
|
25 - 40
|
Индикатор Ме-ждународные резервы / Долларовый эквивалент денежной массы, %
|
10,9
|
25,7
|
23,3
|
43,9
|
63,3
|
70,0
|
78,2
|
71,9
|
62,9
|
60 - 80
|
*IMF Economic Outlook Database, данные Банка России о структуре международных резервов, Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001 – 2009 гг. (Банк России), IMF International Financial Statistics 2000 – 2009. Рассчитано по офиц. курсу рубля к доллару США на конец г.. В качестве денежной массы взяты показатели (Money + Quasi-Money), а с начала расчета индикатора – Broad Money
Как и в 2000-е гг., Россия будет входить в четверку стран с наибольшим покрытием международными резервами стоимости импорта, в 2-3 раза больше, чем у других стран (в 2009 г. – более 20 месяцев (анализ см. в главе 1).
Зависимость экономики от внешнего финансирования по счету капитала (детальный анализ см. в главе 2). Как указывалось выше, «закрепленность» рубля при высокой доходности финансовых активов внутри России и открытом счете капитала создают огромный интерес к «carry trade», к заполнению российского финансового рынка всё новыми и новыми горячими, спекулятивными деньгами. В посткризисный период неизбежно полностью возобновятся докризисные тенденции (опережающий рост иностранных инвестиций по отношению к динамике российского ВВП, денежной массы, внутреннего кредита). Прогнозные параметры содержатся в таблице 20.11.
Таблица 20.11. Прогноз зависимости экономики от внешнего финансирования*
Показатель
|
2000
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
(Портфельные инвестиции в Россию + Внешние займы и ссуды банкам и прочим секторам) / ВВП, %
|
32,3
|
95,0
|
41,7
|
75,1
|
70 - 110
|
(Портфельные инвестиции в Россию + Внешние займы и ссуды банкам и прочим секторам) / Денежная масса, %
|
93,3
|
115,8
|
83,4
|
83,8
|
80 - 120
|
(Портфельные инвестиции в Россию + Внешние займы и ссуды банкам и прочим секторам) / Требования кредитных организаций к нефинансовым частным организациям и населению, %
|
167,9
|
135,2
|
82,1
|
94,2
|
90 - 130
|
*Источник расчета – данные таблицы 2.10
Россия останется и в будущем одним из мировых лидеров по показателям волатильности как прямых, так и портфельных иностранных инвестиций (в 2 – 3 раза превосходящей волатильность квалифицированного большинства развивающихся и, соответственно, индустриальных стран (подробный анализ см. в главе 2)).
Банковский сектор. Насыщенность экономики долговыми активами и финансовый леверидж
Сохранится срединное положение России в кластере развивающихся стран с позиций насыщенности экономики банковскими кредитами и активами коммерческих банков, в целом, при сохранении значительного разрыва со странами БРИК и, безусловно, с индустриальными странами (детальный анализ современной ситуации см. в главе 2). Индикатор «Банковские кредиты / ВВП» поднимется от современного дипазона в 45 – 50% до 60 – 70% ВВП, «Банковские активы / ВВП» - от текущего уровня в 60 – 65% до 75 – 85% ВВП. С позиций финансового левериджа, с которым работают банки, Россия будет продолжать занимать серединное положение в мире развивающихся экономик, формируя более низкий финансовый леверидж в сравнении со всей группой индустриальных стран. Современный уровень индикатора «Банковский капитал / Банковские активы» (по банковскому сектору в целом) - 12 – 13,5% (детальный анализ см. в главе 2). По мере роста финансовой глубины экономики неизбежно должно произойти увеличение финансового левериджа, рычага, с которым банки перерспределяют привлеченные денежные ресурсы на инвестиции и, соответственно, искусства управлять рисками этого процесса с более высоким левериджем (объяснение на примере практики индустриальных и развиающихся стран см. в главе 2). Прогнозируется, что в 2011 – 2015 гг. финансовый леверидж будет повышен. Оценочный уровень индикатора «Банковский капитал / Банковские активы» - 10 - 11% банковских активов (как отражение роста зрелости и финансовой глубины российской финансовой системы).
Региональные концентрации
В прогнозируемом периоде сохранится сверхконцентрация финансовых ресурсов, финансовых институтов, операционной деятельности и инфраструктуры рынков в Москве как финансовом центре Российской Федерации (таблица 20.12).
Таблица 20.12. Прогноз региональной концентрации финансовых ресурсов*
|
Доля Московского региона в остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, на конец периода, %
|
Год
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
%
|
46,7
|
46,8
|
50,7
|
58,3
|
58,3
|
60,6
|
74,9
|
Год
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
%
|
85,1
|
68,3
|
70,8
|
66,5
|
71,4
|
65,6
|
55 - 75
|
*Расчет по отчетности Банка России об остатках средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России
Финансовые рынки
В России сохранится и будет развита смешанная модель финансового рынка, в рамках которой коммерческие банки и брокерско-дилерские компании (инвестиционные банки) делят операционную область в примерном соотношении 50 : 50 (чем рискованнее сегмент, тем выше доля брокеров – дилеров, и, наоборот, чем консервативнее активы, тем шире участие банков; на росте на рынке быстро увеличивается присутствие брокеров – дилеров, на падении – банков, удерживающих ликвидность). Детальная характеристика смешанной модели финансового рынка, ее происхождения и перспектив в России дана в главе 5. Как и в 1990-е – 2000-е гг., в ближайшие 5 – 6 лет будет продолжаться консолидация финансовых посредников, их укрупнение, рекапитализация, сжатие численности на основе ужесточения регулятивных требований к ним (капиталы, управление рисками, резервы, информационная прозрачность, урегулирование конфликтов интересов и т.п.). Этот процесс приобретет особый размах в 2011 – 2015 гг. как отражение посткризисных реформ международного и национального финансового регулирования. Консолидация затронет все категории участников финансового рынка (кредитные организации, брокеры-дилеры, управляющие компании, институциональные инвесторы (страховые компании, НПФ, инвестиционные фонды), инфраструктурные институты). Их численность сократится кратно (до 2 – 6 раз) в сравнении с пиком при первой волне их создания. Детальная характеристика «населенности» финансового рынка, изменения числа различных типов финансовых институтов в России, ка база для прогноза, содержится в главах 5, 12. Прогнозируется сохранение тесной зависимости динамики финансового рынка России от стоимостного движения зарубежных рынков и поведения глобальных инвесторов (анализ см. в главе 5). Одним из ключевых механизмов переноса связи будут являться операции глобальных инвесторов на рублевом рынке, а также на внешних рынках финансовых активов российского происхождения (механизмы и каналы воздействия детально рассмотрены в главе 5). Прогнозируется, что в России третий раз будет воссоздана спекулятивная модель фондового рынка и рынка деривативов. Сохранятся деформации отечественного финансового рынка, которые ее формируют (подробную характеристику модели и деформаций рынка см. в главе 5). Прогнозные параметры воздействия иностранных инвестиций на российский рынок акций приводятся в таблице 20.13.
Таблица 20.13. Прогнозируемая динамика взаимодействия российского финансового рынка с потоками «горячих денег» нерезидентов (акции)*
Показатель
|
2000
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Доля вложений в акции в иностранных портфельных инвестициях в Россию, %
|
34,6
|
83,6
|
73,8
|
79,3
|
75 -85
|
Иностранные портфельные инвестиции в Россию / ВВП, %
|
12,4
|
28,4
|
6,8
|
17,6
|
25 - 35
|
Иностранные портфельные инвестиции в Россию / Денежная масса, %
|
57,9
|
61,6
|
19,7
|
33,5
|
50 - 60
|
Иностранные портфельные инвестиции в российские акции / ВВП, %
|
4,3
|
23,7
|
5,0
|
14,0
|
20 - 30
|
Иностранные портфельные инвестиции в российские акции / Денежная масса, %
|
20,0
|
51,5
|
14,6
|
26,6
|
45 - 55
|
*Источник данных и методология – см. таблицу 5.6
Прогноз воздействия нерезидентов на российский долговой рынок содержится в таблицах 20.11 (см. выше), 20.14.
Таблица 20.14. Прогнозируемая динамика взаимодействия российского финансового рынка с потоками «горячих денег» нерезидентов (долги)*
Показатель
|
2000
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Внешний долг банков / ВВП, %
|
3,0
|
12,6
|
10,0
|
10,3
|
10 -15
|
Внешний долг банков / Денежная масса, %
|
13,9
|
27,5
|
29,1
|
19,7
|
20 -35
|
Внешний долг нефинансовых предприятий / ВВП, %
|
8,3
|
20,2
|
17,0
|
24,2
|
20 - 30
|
Внешний долг нефинансовых предприятий / Денежная масса, %
|
38,8
|
43,8
|
49,4
|
46,2
|
45 - 55
|
*Источник данных и методология – см. таблицу 5.7
На этой основе прогозируется поступательная динамика российского финансового рынка (таблица 20.15), с сохранением свойства эксцессивной волатильности, одной из самых высоких в мире (подъемы и падения рынка акций, разница между внутригодовыми максимумами и минимумами составит не менее 30%) (таблица 20.16)
Таблица 20.15. Прогнозируемое развитие финансового рынка России и его институциональной структуры (1998 – 2015 гг.)*
Показатель*
|
1998
|
1999
|
2003
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Динамика рынка акций (индекс РТС), 1.09.95 = 100, значение закрытия
|
58,9
|
175,2
|
567,3
|
2291
|
632
|
1487
|
>3000
|
Объем торгов акциями в год (ММВБ + РТС), млрд. долл.
|
11,0
|
5,5
|
76,3
|
610,0
|
499,7
|
449,9
|
>1000
|
Объем торгов корпоративными облигациями, без учета РЕПО (ММВБ), млрд. долл.
|
0,07
|
0,44
|
11,2
|
125,6
|
126,4
|
106,7
|
>250
|
Объем торгов долговыми обязате-льствами Правите-льства РФ и ЦБР (ММВБ), млрд. долл.
|
70,0
|
4,5
|
12,5
|
453,8
|
145,7
|
41,9
|
>500
|
Объем торгов долговыми обязате-льствами субъектов РФ и муниципальных образований (ММВБ), млрд. долл.
|
0,1
|
0,0
|
5,4
|
22,4
|
20,4
|
21,3
|
>50
|
Брокеры – дилеры – участники торгов ММВБ (секция фондового рынка), на конец г., шт.
|
317
|
372
|
517
|
636
|
669
|
650 (15.07.10)
|
>600
|
Брокеры – дилеры – участники торгов РТС (классический рынок), на конец г., шт.
|
91
|
141
|
172
|
>170
|
н/д
|
н/д
|
>150
|
Количество кредит-ных организаций, имеющих право на осуществление бан-ковских операций, на конец г., шт.
|
1572
|
1349
|
1329
|
1136
|
1108
|
1058
|
>700
|
Зарегистрированные паевые фонды, шт.
|
24
|
29
|
155
|
1009
|
1050
|
1251
|
>1500
|
Количество управ-ляющих компаний, имеющих под упра-влением ПИФы, шт.
|
6
|
7
|
49
|
203
|
251
|
311
|
>250
|
Фондовые биржи, на которых концентри-руется более 90% объема торгов, шт.
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1 - 2
|
*ЦБР, Минфин, ММВБ, РТС, НЛУ, оценки автора
Таблица 20.16. Прогнозируемая волатильность российского рынка акций (1999 – 2015 гг.)*
Показатель*
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Максимум / Минимум фондового индекс РТС, %
|
325
|
150
|
149
|
136
|
134
|
151
|
177
|
156
|
137
|
453
|
293
|
>130
|
*Источник – см. таблицу 13.2
Государственные финансы
Прогнозируется, что на временном периоде 2011 – 2015 гг. Россия будет продолжать иметь одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации. В системе государственных финансов не произойдет поворот к значимому снижению налоговой нагрузки как способу увеличения нормы накопления и ускорения темпов экономического роста и модернизации. Россия, как и в 1990-х – 2000-х гг. будет относиться к группе развивающихся экономики с расширенной ролью государства как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости (в целях защиты национальной безопасности, обеспечения социальной стабильности, «удержания на плаву» и реструктуризации неэффективной и эксцессивной государственной собственности при работе в рыночной среде). Как следствие, неизбежна повышенная налоговая нагрузка, тормозящая экономический рост (если только государством «сверху» не проводится политика экстра-стимулирования за счет налогов накопления, модернизации и ускоренной экономической динамики). Прогноз фискальной нагрузки на 2011 – 2015 гг. содержится в таблице 20.17.
Таблица 20.17. Анализ динамики доходов консолидированного бюджета РФ (1999 - 2007 гг.)*
Показатель
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Доходы консолидированного бюджета к ВВП, %
|
25,16
|
28,71
|
30,01
|
32,49
|
31,11
|
31,67
|
Показатель
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Доходы консолидированного бюджета к ВВП, %
|
43,30
|
46,05
|
45,35
|
48,2
|
49,7
|
50 - 55
|
*Источник и методология: см. таблицы 7.2 и 7.7
Как и в 2000-е гг., если в 2011 – 2015 гг. будет сформирована благоприятная конъюнктура мировых цен и спроса на сырье, государство будет объективно стремиться к принятию экцессивных социальных, инвестиционных, оборонных и других обязательств, лежащих на бюджете, которые не будут являться эластичными в моменты реализации системных рисков (кризисов, рыночных шоков). Это – ловушка сырьевой экономики, которой не избежать при расширенной роли государства (в модели экономики, принятой в России) и при сырьевой основе доходов бюджета. Прогнозируется увеличение инвестиционной составлящей бюджета в сравнении с 1990 - 2000-ми гг. (запуск крупных капиталоемких проектов за государственный счет и на началах частно-государственного партнерства). При благоприятной конъюнктуре мировых цен и спроса на сырье будет продолжаться трансферт профицита бюджета, образовавшегося в связи с ограничениями на рост расходов, во внебюджетные фонды - стабилизаторы, а из них – за рубеж, в иностранные активы - в качестве ликвидности, «избыточной» в российской экономике. Новация – появление консолидированного дефицита государственных финансов в кризисный / посткризисный период (2008 – 2010 гг.) и расходование на цели его покрытия внебюджетных фондов – стабилизаторов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда), с последующим расширением государственных заимствований внутри страны и за рубежом. Это означает, что государство может открыть еще один канал в экономику для горячих денег нерезидентов (государственный внешний и внутренний долг), что связано с нарастанием системных рисков. Другой новацией может стать усиление элементов дискреционной налоговой системы (которые были слабы в 2000-х гг.) по мере внедрения в государственную практику идей налогового стимулирования экономического роста, модернизации, прямых иностранных инвестиций, создания международного финансового центра и инновационных зон. В период 2011 – 2015 гг. будет развиваться модель государственных финансов РФ, ядром которой является взыскание добавленной стоимости, созданной в сырьевом секторе. Эта модель является инерционной, не подлежит трансформации в среднесрочном периоде (кроме кризисного, «насильственного» перехода при резком падении мировых цен и спроса на сырье). Даже в случае, если государством будет принят курс на резкое увеличение нормы накопления, на снижение налоговой нагрузки, на действительное стимулирование ускоренного экономического роста, модернизации и инноваций, то признаки диверсификации доходов бюджета начнут проявляться, по оценке, за пределами 2011 - 2015 гг. Прогноз вклада нефтегазовых доходов в консолидированный бюджет содержится в таблице 20.18.
Таблица 20.18. Прогноз вклада нефтегазовых доходов в консолидированный бюджет РФ (2003 - 2015 гг.)*
Показатель
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2013 (п)
|
2015
|
Нефтегазовые дохо-ды федерального бюджета / Доходы консолидирован-ного бюджета, %
|
6,0
|
7,9
|
8,7
|
8,8
|
7,4
|
20,7
|
14,6
|
16,3 (офиц. оценка)
|
15 - 18
|
*Источник и методологию см. таблицы 7.3 и 7.8
Как и в 2000-е гг., в 2011 – 2015 гг. концентрация средств в федеральном бюджете, его зависимость от централизуемых в нем нефтегазовых доходов будут неизбежно выводить в дефицитную зону федеральные внебюджетные фонды социального назначения, имеющие свои собственные источники формирования. Прогноз зависимости указанных фондов от безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы (источник покрытия в них дефицитов средств) приведен в таблице 20.19.
Таблица 20.19. Прогноз устойчивости доходной базы внебюджетных фондов федерального уровня (1999 - 2015 гг.)*
Показатель
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсионного фонда РФ, %
|
8,5
|
10,8
|
5,6
|
6,2
|
49,8
|
49,9
|
51,4
|
50,9
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФФОМС, %
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
59,3
|
55,5
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФСС, %
|
1,8
|
0,7
|
0,5
|
0,6
|
0,7
|
1,1
|
9
|
12,6
|
|
Показатель
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010 (офиц.п.)
|
2011 (офиц.п.)
|
2012 (офиц.п.)
|
2013 (п)
|
2015
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсионного фонда, %
|
47,3
|
53,4
|
62,7
|
54,2
|
40,9
|
40,8
|
н/д
|
40 - 60
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФФОМС, %
|
54,4
|
45,1
|
21,5
|
4,5
|
6,8
|
6,9
|
н/д
|
20 - 40
|
Доля безвозмездных поступ-лений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФСС, %
|
19,2
|
13,8
|
26,8
|
18,6
|
18,7
|
18,1
|
н/д
|
15 - 25
|
*Источник и методологию см. таблицы 7.6 и 7.11
Как следует из анализа, в период кризиса нашла дальнейшее развитие модель государственных финансов, в которой внебюджетные фонды социального назначения (пенсионный, социальное и медицинское страхование) не имеют полностью самостоятельной доходной базы, в значимой степени зависят от поступлений из бюджетов разных уровней, прежде всего федерального, для того чтобы покрыть дефициты средств в осуществлении обязательных платежей. Прогнозируется, что проводимая реформа единого социального налога с расщеплением его на страховые взносы целевого назначения во внебюджетные фонды, откорректирует эту модель (размеры связи внебюджетных фондов с бюджетами), но не изменит ее в будущем по существу. По оценке, сохранится уровень централизации финансовых ресурсов в бюджете федерального уровня, достинутый в 2000-е гг. Была создана, по сути, распределительная модель бюджета, из которого формируются покрытия дефицитов федеральных бюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов РФ. Это - система глубокой финансовой зависимости «нижестоящих» бюджетов и внебюджетных фондов от центрального бюджета и связанных с ним финансовых властей. Она неизбежно пронизана конфликтами интересов и высокими регулятивными издержками. Прогноз взаимодействия бюджетов федерального уровня и субъектов РФ дан в таблице 20.20.
Таблица 20.20. Прогноз взаимодействия бюджетов федерального уровня и субъектов РФ (1999 - 2015 гг.)*
Показатель
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
Доходы консолиди-рованного бюджета субъектов РФ / Доходы консолидированного бюджета РФ, %
|
54,4
|
50,8
|
49,3
|
46,4
|
46,3
|
42,9
|
Количество субъектов РФ с дефицитным исполнением бюджета
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
25374(оценка, март 2004 г.)
|
Показатель
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2015
|
Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ / Доходы консолидированного бюджета РФ, %
|
24,7
|
35,8
|
38,2
|
34,0
|
38,6
|
25 - 40
|
Количество субъектов РФ с дефицитным исполнением бюджета
|
11375(оценка, март 2005 г.)
|
33
|
36
|
44
|
62
|
35 - 60
|
*Источник и методологию см. таблицы 7.5 и 7.10
Трансформация предкризисной в посткризисную модель государственных финансов
Предкризисная модель государственных финансов характеризовалась следующими чертами: - волатильность (зависимость от мировых цен на сырье, «монопродуктовая» экспортная экономика, зависящая от внешнего спроса на углеводороды, металлы, древесину, удобрения и т.п.); - излишняя фискальная нагрузка на уровне развитых стран, не стимулирующая быстрого экономического роста; - при этом увеличение фискальной нагрузки на экономику, не замещаемое инвестициями из бюджета (доля накопления невелика (анализ см. выше)), перераспределение в пользу государства (а не в пользу бизнеса и домашних хозяйств) добавленной стоимости, произведенной в экономике России; расширение изъятий у реального сектора нефтегазовых доходов; - усиление централизации финансовых ресурсов в бюджете федерального уровня; создание, по сути, распределительной модели бюджета, из которого формируются покрытия дефицитов федеральных бюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов РФ; формирование системы глубокой финансовой зависимости «нижестоящих» бюджетов и внебюджетных фондов от центрального бюджета и связанных с ним финансовых властей; - перераспределение излишков ликвидности федерального бюджета – через кассовые остатки и внебюджетные фонды – «стабилизаторы» - на счета в Банке России и, на этой основе, в международные резервы, вложенные в иностранную валюту и валютные финансовые активы (большей частью, в долларах США и евро). Принятие концепции «абсорбции» избыточной ликвидности бюджета в связи с дефицитом инвестиционных проектов внутри России и, соответственно, ее реинвестирования за рубежом. Как следствие, формирование валютных резервов, третьих по размеру в мире (анализ см. выше); - вывод через бюджет за рубеж части добавленной стоимости, сформированной в РФ и полученной в экпорте. Как следствие, эксцессивный рост внешних долгов корпоративного сектора (на цели инвестиций и развития бизнеса), как ответ на дефицит денежных ресурсов, как замещение добавленной стоимости, не оставленной в распоряжении бизнеса и выведенной через бюджет. Эта модель, в основном, сохранила свои черты в кризисный период 2008 – 2009 гг., с учетом особенностей, накладываемых переходом к дефицитному бюджету и покрытию дефицитов за счет «обнуления» фондов – стабилизаторов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и запуска программы внешних и внутренних государстенных заимствований. Прогнозируется, что при благоприятном сценарии (высоких мировых ценах на сырье, сдержанной динамике расходов консолидированного бюджета и возвращении к его постоянным профицитам) в 2011 – 2015 гг. будет в основных чертах воспроизведена докризисная модель государственных финансов, возможно, с увеличенной инвестиционной составляющей. Вместе с тем посткризисная «сырьевая» модель, как и предкризисная, будет отличаться повышенной волатильностью, прежде всего в части бюджетных доходов (в отличие от менее эластичных социальных, инвестиционных, оборонных и т.п. расходов). Будут высоки внутренние риски государственных финансов, которые могут перерастать в системные, в зависимости от того, как складываются мировые цены и спрос на сырье. Государственные финансы Российской Федерации останутся в серьезной зависимости от спекулятивных взлетов и падений сырьевых цен, от курсовой динамики доллара США (при ослаблении доллара США, как показано выше, мировые цены на товарные активы, в т.ч. на сырье, растут, при усилении – падают). При такой задаваемой извне волатильности неизбежны дефициты бюджета, которых не предвидели, и профициты в размерах, которые невозможно было предугадать. Россия – страна, которой выгоден слабый доллар США (слабый против других мировых валют). Именно в этот период времени динамика мировых цен на сырье позволяет резко увеличить и, соответственно, доходы бюджета. И, наоборот, усиление доллара может оказывать понижательное давление на цены по всему спектру товаров, экспортируемых из России, создавая угрозу профицитности бюджета. В этой связи в прогнозируемый период 2011 – 2015 гг. Россия может столкнуться с кризисами государственных финансов, с крупными дефицитами средств, которые будут покрываться резервными фондами (с учетом того, что они будут почти активно тратиться в 2010 – 2011 гг.), ростом внешних и внутренних государственных заимствований. Хотя эти процессы не будут еще носить затяжной, хронический характер, и государственный долг России будет пока минимален в сравнении с рядом стран, для которых госдолг соотносим с размерами ВВП и даже превышает его, будет открыта еще одна дорога для концентрации рисков в российской финансовой системе.
|