Россия представляет собой уникальное сочетание «ресурсной обеспеченности» и низкой «финансовой конкурентоспособности». По шкале «рейтинга конкурентоспособности» финансовых систем она занимает значение «ниже среднего», «около среднего», приближающееся к срединной позиции по основной группе развивающихся рынков. При низком в сравнении с мировыми аналогами уровне развития, но при значительно большем – реальном и потенциальном - вкладе российской экономики в мировое производство, финансовый сектор России обладает значительными ресурсами для роста конкурентоспособности. Размеры российской экономики позволяют России в будущем занять более крупную нишу в мировом финансовом обороте. В то же время финансовый сектор России характеризуется рядом встроенных, накопившихся деформаций, развивается в условиях высокорискованной и доминантной среды глобальных финансов. Россия будет продолжать занимать срединную позицию в оценке уровня текущей конкурентоспособности Мировым экономическим форумом и странового риска международными рейтинговыми агентствами (рейтинг странового риска “Standard & Poor’s”), индекса человеческого развития ООН (более детальный анализ см. в главе 16). Как и в 2000-е гг., худшая, чем средняя позиция, будет доминировать в рейтингах России, относящихся к экономической свободе (Индекс экономической свободы, Heritage Foundation, Wall Street Journal), теневой экономике (World Bank), коррумпированности (Индекс коррумпированности (Corruption Perceptions Index), Transparency International) (см. главу 16). Все эти оценки, как и индикаторы и экспертные мнения, лежащие в их основе, обладают высокой степенью инерционности, корректируются в течение многих лет. В этой связи в глазах иностранных инвесторов Россия будет по-прежнему представляться как страна с низким уровнем экономической свободы, высокой коррумпированностью и значительным сектором теневой экономики, но обладающая при этом достаточно высоким уровнем человеческого развития (последняя оценка имела в 2000-е гг. тенденцию к снижению). Продолжится переход России в категорию более зрелых финансовых систем, постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков (по критериям финансовой глубины, продуктовой и институциональной диверсификации, риска, ликвидности и доходности) (см. главу 16). Как и в 2000-е гг. ближайшим аналогом России по оценке конкурентоспособности останется Бразилия (см. главу 16, таблицу 16.2). Оценки ее конкурентоспособности и экономической свободы (лучшие, чем у России, на 10 – 20 позиций в 2009 г.) являются прогнозным ориентиром на 2015 г. Оценки конкурентоспособности Китая в 2 – 2,5 раза выше, чем у России. Ряд показателей конкурентоспособности у стран СНГ лучше, чем у России (см. главу 16, таблицу 16.2). К этим границам для развивающихся рынков, имеющих корни в экономиках советского типа, необходимо стремиться. Вместе с тем в 2011 – 2015 гг. сохранится базовый конфликт: более высокая роль России в реальной экономике мира, нежели чем в его финансовом и денежном измерении. Доля России в мировом ВВП будет кратно превышать ее значимость в глобальных финансах (долю в мировых финансовых активах, прямых инвестициях), за исключением тех сегментов, которые могут формироваться потоками горячих денег институциональных инвесторов – нерезидентов (акции, деривативы, внешний долг) или специальными политиками российского государства (международные резервы, инвестиции в валюту и государственные ценные бумаги развитых стран) (см. главу 16, таблицу 16.2). В 2015 г. Москва и Санкт-Петербург будут, как и в 2000 г., занимать места в последней четверти рэнкингов мировых финансовых центров. Текущие рэнкинги финансовых центров Бразилии (Рио-де-Жанейро и Сан Пауло), лушие, чем российские, на 10 – 15 позиций, показывают границы возможного улучшения в пределах 5 – 6 лет. Как указывалось выше, российские фондовые биржи (ММВБ (акции, облигации), Российская торговая система (финансовые деривативы) или объединенная биржа в случае их консолидации в 2011 – 2015 гг.) будут по-прежнему, как и в 2007 – 2010 гг., входить в «двадцатку» крупнейших бирж мира, «подпитываемые» потоком горячих денег нерезидентов и внутреннего интернет-трейдинга.
|