Финансовая библиотека Миркин.ру
Будущий финансовый человек

У меня ни работы, ни сбережений, ни надежд. Я – счастливейший человек в мире.
Генри Миллер, Тропик Рака, 1

Сообщества людей конкурируют между собой за выживание, за ресурсы, за власть и влияние. История - описание невыживших народов, утраченных государств, потерянных династий. На руинах Египта громоздятся обломки Римской империи, погребенные под остатками европейских монархий, которые, в свою очередь, засыпаны новейшими обществами. Но и за ними маячит будущий неизвестный мир.
В чем загадка трансформаций? Как одна человеческая субстанция побеждает другую, продолжая цепь поколений, осваивая новые пространства, утверждаясь в силе своих идей и способности быть «дальше, больше и неизбежно выше»?
Кажется, что в истории человечества неизменно побеждали те человеческие стаи, которые давали каждой своей особи больше свободы. Больше силы жить, действовать и перемалывать мир. Загоняя человека только в те иерархии и границы, без которых стая утратит свою способность выживать. Проходя по острию между личной свободой и жестокой необходимостью целого.
История человечества – это история его атомизации.
Вначале была стая, в которой все и всё принадлежало всем.
Затем возникли иерархии силы и повиновения, в которых верхний человек обладал свободой, волей и желанием, а нижний являлся оборотным имуществом. «Лучшая их (рабов) доля такова, чтобы быть в подчинении… Рабы и домашние животные… мало различаются между собой».312

Вставка
Иерархии упорно воспроизводятся тысячелетиями. Жадность в обществе – почти константа. Исторические уровни коэффициента Джини, измеряющего неравенство в доходах 313 (Римская империя, Византия, Европа, Азия и Латинская Америка средних веков и новейшего времени) колеблются от 25 до 65 (примерно, как в современных сообществах).314

Человек – слуга, человек – принадлежность, человек – деталь бредет по пыльной дороге, разваливая мир. Он – историческое средство разрушения.
Но он же и тот, кто бесконечно одинок. Кто жаждет себя в своей самости. Кто выйдет на свободу, если ее приобретет.
Его освобождение неизбежно.
Так на сцену истории неминуемо выходит человек – товар, сам себе голова, собственник своей пары рук и готового к употреблению тела. «Ты совершенно свободен на земле». 315 Он эффективен. Он рационален. Он дробит мир, он отвоевывает себе имущество в земле, кирпиче и металлах. Он выпиливает кусок материи в свою собственность, напяливает деньги и активы прямо на голое тело. Он создает ценности. Он делает еду и энергию доступными. Он нарушает границы. И он не свободен. Он – раб своих желаний, он – функция от денег, которые удалось отвести на себя.
Зарплатное рабство? Человек тратящий? Хомо должник, облепленный долгами, как одеждой? Иерархия синих и белых воротничков? «Большой Брат», гоняющийся за маленькими человечками? Унификация, стандартизация, и, наконец, деперсонификация хомо великого – вечного должника?
Ответ – да. И ответ – нет. Это – не конец истории.
Впереди – разорванное на атомы, глобальное человечество, с переплавленными нациями и государствами. Флэш моб. Микропроизводство, микрогруппы, броуновское движение по земной поверхности. Мегапроекты как капитализация частных интересов. Весь мир как заманчивая возможность.
И во главе угла человек - частный собственник, свободно передвигающийся в своей ракушке по поверхности земли, открыто конкурирующий с другими собственниками в области идей, сменяемой власти и временной концентрации активов.
Человеческий остров, плавающий среди таких же бесчисленных островов. Человеческие острова, сбивающиеся в архипелаги. Группы, группочки, группировки. По интересам, по страстям, по двигательным инстинктам, по желаниям. Микрогруппы, микропроцессы, микротенденции.
Сетевое общество. Частная власть частных людей. Власть как инфраструктура. Власть – подсолнух, набитый семенами, в горячий августовский день.
Утопия? Нет, это вектор, и он ясно обозначился в суматошное время глобализации, рисков, обвальных изменений и неисповедимой комбинаторики людей, поддержанной их способностью быстро перемещаться и свободно общаться в сетях, минуя любые мыслимые границы.
Частный финансовый человек – будущее. С его нелюбовью к посредничеству, к консолидации активов, с его страстью к личным решениям и сделкам, к свободе принимать риски, минуя тех, кто хотел бы загнать его в общий денежный мешок. Будущее – за приватными финансами, настроенными на множество микроинтересов и микрогрупп, которые покрыты – в Сети - удобными торговыми средами и кастоди, действующими глобально.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Примечание (312-315)

312 Аристотель. Сочинения в 4-х тт. – М., 1984, т.4. – С.383 - 384
313 Коэффициент Джини оценивает неравенство в доходах. При значении коэффициента, равном 0, все доходы в обществе распределены равномерно. При значении коэффициента в 100 (или 1 в другой шкале), все доходы распределены максимально неравномерно (все доходы общества получаются одним субъектом, все остальные члены общества не имеют ничего).
314 Milanovic Branko, Lindert Peter H., Williamson Jeffrey G. Measuring Ancient Inequality. Policy Research Working Paper 4412– Wash.: World Bank, November 2007. Оценки делались по 14 доиндустриальным обществам: Древний Рим (14 г. н.э.), Византия (1000 г.), Голландия (1561, 1732 гг.), Англия и Уэльс (1688, 1801 - 1803 гг.), Кастилья (1752 г.), Неаполитанское королевство (1811 г.), Бразилия (1872 г.), Индия (1750 г.), Китай (1880 г.) и др.
315 Мартин Лютер. Десять проповедей о Катехизисе. Артикул об освящении. Перевод по изданию D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesammtausgabe. 30. Band. 1. Abteilung. Weimar, 1910. Евангелическое Лютеранское Служение, 2004-2005

Комментарии

Миркин.ру - финансовая библиотека.