Будущее мировой финансовой системы определено двумя альтернативными сценариями. Первый – отсутствие глобальных военных конфликтов. В этом сценарии будет продолжена глобализация финансов, сформируется мультиполярная финансовая архитектура при сохранении доминирующей роли англо-саксонской модели, увеличатся финансовая глубина и секьюритизация мировой экономики, будет развита международная система финансового регулирования. Второй – реализация глобальных рисков, связанных с нарушениями режима нераспространения ядерного оружия, конфликтами интересов, идеологий и культур по линии «индустриальные и развивающиеся страны», борьбой за ресурсы и территории и др. Осуществление второго сценария приведет глобальные финансы к фрагментации, к «закрытию» стран, их экономик и финансов (как это было в первой половине XX века), к резкому падению финансовой глубины и уровня зрелости финансовых систем, к вспышке инфляции, а затем – к длительному периоду выхода из «военных финансов», к глубокому изменению финансовой архитектуры мира, отражающему новую расстановку сил в мировой экономике и политике. На этой основе - к медленному возобновлению глобализации (конвертируемость валют, открытые счета капиталов, интеграция финансовых рынков). Базовым в прогнозе является первый сценарий. Для России он означает возможность длительной, пронизанной рисками трансформации своего статуса как сырьевой экономики, теряющей технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, поддерживающей затратную военную инфраструктуру, в новую индустриальную экономику, обеспечивающую устойчивый экономический рост, национальную безопасность, в т.ч. за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни. России необходима финансовая система развития, нацеленная на финансовое обеспечение и стимулирование модернизации, инноваций, устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности реального и финансового сектора, улучшения качества жизни. Основа финансовой системы развития – высокая норма накопления, низкие регулятивные издержки, сниженная фискальная нагрузка, значимые налоговые стимулы, ориентированные на содействие модернизации экономики и долгосрочным инвестициям, растущая монетизация, низкий (в т.ч. административно низкий) процент, борьба с немонетарной инфляцией, ограничение роста цен, на которых оказывает воздействие государство, увеличение доли бюджетных ресурсов, направляемых на цели развития, программа общественных работ в развитие инфраструктуры, прежде всего в центральной России, массовая ипотека под низкий процент, спонсируемый государством, бесплатная приватизация части государственного земельного фонда (земельные участки для среднего класса под массовое строительство), реструктуризация и капитализация финансового сектора, контроль системных рисков, отказ от изъятия «избыточной ликвидности» из экономики через эксцессивные международные резервы, отказ от искусственного закрепления рубля, проведение политики слабого рубля (вместо рубля переоцененного), введение налоговых ограничений на движение «горячих денег» по счету капитала и т.д.
|