Финансовая библиотека Миркин.ру
Фискальная нагрузка

«Тебе придется исхитряться в превосходных начинаниях,
но, поступая так, ты израсходуешь казну, после чего…
будешь вынужден сверх меры отягощать народ налогами
и пользоваться порочными способами добывания денег»

Никколо Макиавелли. Государь. Глава XVI

Анализ данных о фискальном (налоговом) бремени по представительной группе индустриальных экономик (28) и развивающихся стран (39), включая Россию, содержится в таблице 7.1.

Таблица 7.1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления (2009 г.)*

Доходы общего правитель-ства / ВВП, %

Развитые экономики

Число стран

Переходные и развивающиеся экономики

Число стран

>60

 

 

 

 

>55 - 60

Дания, Норвегия, Швеция

3

 

 

>50-55

Финляндия

1

Беларусь

1

>45-50

Австрия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды

5

Россия, Мальдивы, Босния и Герцеговина

3

>40-45

Германия, Кипр, Греция, Люксембург, Португалия, Исландия, Израиль, Великобритания

8

Украина, Венгрия, Молдавия, ЦАР

3

>35-40

Испания, Канада, Япония, Новая Зеландия, Швейцария

5

Китай, Южная Африка, Болгария, Хорватия, Чехия, Эстония, Латвия, Польша, Монголия, Иран, Боливия

11

>30-35

США, Ирландия, Австралия, Словакия

4

Литва, Румыния, Бахрейн

3

>25-30

 

 

Грузия, Албания, Аргентина, Чили, Коста-Рика, Гондурас, Египет, Свазиленд

8

>20-25

Гонконг, Сингапур

2

Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Казахстан, Армения, Маврикий, Парагвай, Перу

8

>15-20

 

 

Таджикистан, Того

2

0-15

 

 

 

 

Итого стран

28

Итого стран

39

*Рассчитано по данным IMF Government Finance Statistics Yearbook 2009. В качестве индикатора налоговой нагрузки на экономику используется показатель «Доходы общего правительства / ВВП», % (General Government Revenue / GDP, %)

Очевидно, что индустриальные страны имеют более высокую фискальную (налоговую) нагрузку в сравнении с развивающимися (таблица 7.1). Индикатор «Доходы общего правительства / ВВП» у более, чем 60% индустриальных стран превышает 40% ВВП, у почти 80% стран – более 35% ВВП.
И, наоборот, только у 18% развивающихся стран, включая Россию, налоговая нагрузка выше 40% ВВП. У более чем 50% развивающихся стран налоговое бремя не превышает 30% ВВП.
Причины рассмотренных расхождений – более зрелые налоговые системы индустриальных стран, способные более полно собирать налоги и квазиналоговые платежи, больший объем социальных обязательств, покрываемых за счет роста государственных доходов («социальные рыночные экономики» континентального типа (скандинавского, германского) в отличие от англо-саксонской модели), отказ от экстра-стимулирования экономического роста за счет эксцессивного сокращения налогового бремени, как это происходит в ряде развивающихся экономик, находящихся в зоне сверхбыстрого экономического роста.
В группе индустриальных стран наименьшие налоговые нагрузки несли страны англо-саксонской модели, включая США, и «страны-кластеры», страны - посредники - Гонконг, Сингапур, еще недавно входившие в группу развивающихся стран, поддерживающие политику интенсивного экономического роста.
Как следует из данных таблицы 7.1, Россия имеет одну из самых высоких фискальных (налоговых) нагрузок не только в группе развивающихся стран, но и по отношению к кластеру индустриальных экономик. Высокое налоговое бремя является встроенной составляющей экономики России, прямо влияющей на условия ее роста, темпы и саму возможность модернизации.

Вставка
Николай Тургенев, 1818 г., «Опыт теории налогов»:
«Налоги имеют непосредственное влияние на уменьшение богатства народного; ибо часть дохода общественного, получаемая через налоги Правительством, издерживается, не умножая сего дохода.
Налоги причиняют препятствия промышленности народной, отъемля часть капиталов, употребляемых подданными, от ея назначения, и предоставляя оную Правительству.
Кроме сего, налоги имеют вредное влияние на народонаселение, образованность и нравственность народную…
Трудность доставления средств пропитания ограничивает бракосочетание между простыми людьми… Налоги могут также ограничивать способы граждан давать детям своим приличное воспитание, и сие не только между простыми людьми, но и между людьми среднего состояния. Таким образом налоги будут препятствовать распространению образованности. Замечено, что в Англии великие налоги, заставляя людей более всего думать о своих денежных выгодах, отвращают их от занятий умственных…
На нравственность налоги имеют самое вредное влияние. Дабы в сем удостовериться, надлежит только вспомнить о тех несчастных, которые от налогов делаются преступниками…»104

Налоги и экономический рост. Финансовые ресурсы конечны. Их эксцессивное перераспределение в пользу государства при относительном снижении финансовых ресурсов, остающихся у бизнеса и домашних хозяйств, неизбежно, в конечном итоге, ведет, даже при увеличении инвестиционной составляющей в государственных расходах, к снижению темпов экономического роста. «Там, где масса бедна, и где налог подкашивает зачатки благосостояния, там нельзя рассчитывать на успехи промышленности, образования и народной нравственности».105
Страна, ориентированная на высокий экономический рост и модернизацию, должна поддерживать налоговую нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов и стимулов для инвестиций. Искусство – в соединении умеренного или облегченного налогового пресса с системой налоговых стимулов и инициатив, поддерживающих экономический рост и инновации (налоговые льготы, бюджетные и налоговые кредиты, налоговые каникулы и т.п.).
Анализ и классификация моделей экономики государств, в зависимости от того, как ими формируется структура ВВП во взаимосвязи с темпами экономического роста, приведены ниже (глава 8). При этом хорошо просматриваются, в частности, следующие кластеры стран:
-индустриальные страны с низкими темпами роста, поддерживающие высокую налоговую нагрузку с целью выполнения социальных обязательств (скандинавская модель, «континентальная» модель);
-индустриальные страны с низкими и средними темпами роста, поддерживающие умеренную налоговую нагрузку (при использовании для выполнения социальных обязательств ресурсов, передаваемых за счет превышения импорта над экспортом) (пример – США, Великобритания и другие индустриальные страны с постоянными дефицитами торгового баланса);
-развивающиеся страны с заниженной налоговой нагрузкой, используемой в качестве стимула для ускоренного экономического роста;
-развивающиеся страны, в которых объем налоговой нагрузки формируется стихийно, в силу слабости государства, низкого уровня развития экономики, незрелости государственных финансов, неспособности создать систему эффективного управления ими;
-развивающиеся экономики с расширенной ролью государства как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости (например, в целях защиты национальной безопасности, обеспечения социальной стабильности, «удержания на плаву» и реструктуризации неэффективной и эксцессивной государственной собственности при переходе к рыночной экономике). Как следствие, складывается повышенная налоговая нагрузка, в конечном итоге, тормозящая экономический рост.

Пример – Российская Федерация.

Проблемы фискальной (налоговой) нагрузки в экономиках, ориентированных на сырьевой экспорт. Традиционными «ловушками», подстерегающими государства – экспортеры нефти и газа в условиях высоких мировых цен на углеводороды являются (при внешне устойчивом состоянии государственных финансов):
-поддержание высокого налогового бремени (налоги и квази-налоги)106 как средства вывода из экономики излишней ликвидности и перевода государству ренты, формируемой благоприятной ценовой конъюнктурой на углеводороды;
-рост не связанных с инвестициями расходов государства (социальных, военных, на управление и т.п.) в периоды высоких цен на нефть, которые становятся неснижаемыми при их падении, быстро приводя к кризису государственных финансов. Неэффективное расходование средств государством, поступающих от экспорта, объемное осуществление инвестиций в нерентабельные проекты и, как следствие, проедание невосполняемого национального богатства в связи с ослабленными бюджетными ограничениями;
-как следствие, неэластичность доходов и расходов, формируемых в системе государственных финансов, к колебаниям мировых цен на сырье, интенсивный переход к кризисному состоянию бюджетной сферы при сокращении спроса и конъюнктурном снижении цен на экспортируемый газ, нефть, металлы, удобрения, продовольствие и т.п.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Примечание (104-106)

104 Н.И.Тургенев Опыт теории налогов. – С. – Петербург, Типография Н.Греча, 1818
105 Н.Х.Бунге. Заметка о настоящем положении нашей денежной системы и средствах к ея улучшению. – С. – Петербург: Типография В.Безобразова, 1880. – С.37
106 Квазиналог – обязательный платеж, взыскиваемый в пользу государства, не являющийся налогом. Экономический термин, не имеющий правового аналога в системе государственных финансов. Примеры – экспортные / импортные тарифы, пошлины, взносы на социальное страхование и другие подобные обязательные платежи, формирующие внебюджетные фонды.

Комментарии

Миркин.ру - финансовая библиотека.