Финансовая библиотека Миркин.ру
Динамика состояния государственных финансов

«Единственное, что имеет смысл, - это общественная Казна!»

Альбер Камю. Калигула

Методологический комментарий. Фискальная (налоговая) нагрузка на российскую экономику рассчитывается по данным МВФ (конечный источник которых – раскрытие информации Минфином России и статистические публикации Федерального казначейства).108
Примеры внебюджетных фондов федерального уровня:
-Резервный фонд, Фонд национального благосостояния (фонды, ранее образовывавшие Стабилизационный фонд РФ);
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации;
-Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ);
-Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российский фонд технологического развития (РФТР), Росинфокоминвест;
-Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
-Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Государственные (субъектов РФ) и муниципальные внебюджетные фонды, как отдельные субъекты, в настоящем исследовании не рассматриваются.

Предкризисная модель государственных финансов

Анализ состояния государственных финансов в период посткризисного (1998 г.) роста в 1999 – 2007 гг., на волне благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье и легкого доступа к внешнему финансированию, приведен в таблицах 7.2 – 7.6.

Таблица 7.2. Анализ динамики доходов консолидированного бюджета РФ (1999 - 2007 гг.)

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

ВВП в текущих ценах, млрд. руб.109

4823,2

7305,6

8943,6

10830,5

13243,2

17048,1

21625,4

26903,5

33258,1

Доходы консолиди-рованного бюджета, млрд. руб.110

1213,6

2097,7

2683,7

3519,2

4120,5111

5399,8112

9363,1

12388,6

15082,0

Доходы консолиди-рованного бюджета к ВВП, %113

25,16

28,71

30,01

32,49

31,11

31,67

43,30

46,05

45,35


В 2000-х гг. укреплялась модель российской экономики, ориентированная на расширенную роль государства как собственника, экономического агента, регулятора, потребителя, крупнейшего посредника в перераспределении финансовых ресурсов, созданных в экономике.

Соответственно, в течение 1999 – 2007 гг. нарастала фискальная нагрузка на экономику. Величина индикатора «Доходы консолидированного бюджета / ВВП» выросла с 25 – 28% в 1999 – 2000 гг. до 45 – 46% в 2006 – 2007 гг. (таблица 7.2).
Экономическое значение такой эксцессивной фискальной нагрузки, ее негативная связь с экономическим ростом рассмотрены в данной главе выше.
Базисом роста фискальной нагрузки стала благоприятная конъюнктура мировых цен на экспортируемое из России сырье (нефть, газ, металлы и т.п.). Только прямо извлекаемые в федеральный бюджет нефтегазовые доходы – налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, таможенные пошлины на нефть и газ – формировали значимую часть консолидированного бюджета РФ (таблица 7.3). Их доля в докризисный период постоянно росла – от 6% доходов консолидированного бюджета РФ в 2003 г. до 7,4 – 8,8% в 2005 – 2007 гг.
С учетом «косвенных» налогов (НДС, налог на доходы, налог на имущество, единый социальный налог и т.п.), возникающих в сырьевом секторе, зависимость бюджета от экспорта сырья кратно выше.

Таблица 7.3. Анализ вклада нефтегазовых доходов в консолидированный бюджет РФ (1999 - 2007 гг.)

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Нефтегазовые дохо-ды федерального бюджета, млрд. руб.114

н/д

н/д

н/д

н/д

246,9

424,1

812,3

1094,3

1112,8

Доходы консолиди-рованного бюджета РФ, млрд. руб.

1213,6

2097,7

2683,7

3519,2

4120,5

5399,8

9363,1

12388,6

15082,0

Нефтегазовые дохо-ды федерального бюджета / Доходы консолидирован-ного бюджета, %

н/д

н/д

н/д

н/д

6,0

7,9

8,7

8,8

7,4


Рост фискальной нагрузки на экономику и в ее структуре доходов бюджета от производства и экспорта сырья привел в 2000 – 2007 гг. к постоянным профицитам бюджета, масштабному сокращению внешнего государственного долга, формированию нарастающих излишков ликвидности бюджетной системы, концентрирующихся на счетах бюджета и внебюджетных фондов в Банке России (таблица 7.4).

Таблица 7.4. Анализ профицитов консолидированного бюджета РФ и направлений их использования (1999 - 2007 гг.)

 

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1

Дефицит
(-) /   профи-цит (+) консо-лидированно-го бюджета, млрд. руб.115

-44,4

137,6

264,3

97,0

173,8

760,2

1289,0

2250,6

1989,7

2

Источники внутреннего финансирования дефицита консолидиро-ванного бюджета, млрд. руб.116

н/д

н/д

н/д

н/д

169,9117

234,9118

275,4

-51,3

193,2

3

Источники внешнего фи-нансирования дефицита консолидиро-ванного бюджета, млрд. руб.119

н/д

н/д

н/д

н/д

-294,5

-220,5

-312,2

-750,9

-180,5

4

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета, млрд. руб.120

н/д

н/д

н/д

н/д

-48,9

-774,7

-1252,3

-1448,3

-2002,4

5

Государственный внешний долг РФ, млрд, долл. США121

178,6

161,4

151,1

152,1

186

215,1

76,5

52,0

44,9

6

Государственный внут ренний долг РФ, млрд. руб.122

578,2

557,4

533,5

679,9

682,0

778,5

875,4

1 064,9

1 301,2

7

Обязательст-ва ЦБ перед федеральным правитель-ством, млрд. долл. США123

3,08

8,55

10,11

11,42

14,53

36,38

75,88

135,64

221,71

8

Международ-ные резервы, млрд. долл. США124

12,46

27,97

36,62

49,79

76,94

124,54

182,24

303,73

478,76

9

Внебюджет-ные фонды – стабилизато-ры, средства на конец г., млрд. руб.125

х

х

х

х

н/д

н/д

н/д

2346,9

3849,1


*Комментарий к строкам 1,2,3,4 таблицы: Значение источника финансирования «Источники внутреннего финансирования» и «Источники внешнего финансирования» (строки 2,3 таблицы) со знаком (-) означает, что на эту сумму уменьшились доходы бюджета в рассматриваемом периоде по указанной статье. Значение источника финансирования (строки 2,3 таблицы) со знаком (+) означает, что на эту сумму увеличились доходы бюджета в рассматриваемом периоде по указанной статье. Значение источника финансирования «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета» (строка 4 таблицы) со знаком (-) означает, что на эту сумму произошло увеличение остатков денежных средств на счетах. Значение источника финансирования (строка 4 таблицы) со знаком (+) означает, что на эту сумму произошло уменьшение остатков денежных средств на счетах. По каждому году сумма строк 2,3,4 равняется значению строки 4 с отрицательным знаком. Сумма строк 1,2,3,4 равняется нулю

При росте ВВП в текущих ценах в 2000 – 2007 гг. в 4,55 раз (таблица 7.2) профицит консолидированного бюджета вырос в 14,46 раз, государственный внешний долг РФ сократился в 3,6 раза, государственный внутренний долг увеличился в 2,33 раза (т.е. уменьшился относительно ВВП). Индикатор «Государственный внутренний долг РФ / ВВП», составлявший в 2000 г. 7,6%, снизился в 2007 г. до 3,9% ВВП. Излишки ликвидности стали активно оседать во внебюджетных фондах, созданных для абсорбции «избыточной» ликвидности (таблица 7.4).
Обязательства Банка России перед федеральным правительством (кассовые остатки бюджета, средства внебюджетных фондов на счетах в центральном банке) увеличились в 2000 – 2007 гг. в 25,9 раз (таблица 7.4). В свою очередь, эти средства, депозитируемые в центральном банке в рублях, превращались им в валютные резервы Банка России, размещаемые преимущественно в долларовые активы. Размеры международных резервов Банка России выросли в 2000 – 2007 гг. в 17,1 раз (таблица 7.4).
Таким образом, «круг замыкался». Валютные доходы от сырьевого экпорта, перераспределяемые через бюджет на счета в центральном банке, трансформировались в валютные активы и – под лозунгом абсорбции «избыточной ликвидности» в России, отсутствия в ней инвестиционных проектов - возвращались в экономики развитых стран (прежде всего США) в форме инвестиций в их валюты и государственные / квази-государственные ценные бумаги.
Усиление роли государства в 1999 – 2007 гг. выражалось и в росте финансового веса федерального центра. Финансовые потоки всё в большей степени концентрировались в федеральном бюджете. Соответственно, быстро сократилась роль консолидированных бюджетов субъектов РФ. Доля их доходов в доходах консолидированного бюджета РФ упала с 54,4% в 1999 г. до 38,2% в 2007 г. (в 2005 – 2006 гг. она была еще ниже) (таблица 7.5).

Таблица 7.5. Анализ соотношения бюджетов федерального уровня и субъектов РФ (1999 - 2007 гг.)

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Доходы консолиди-рованного бюджета РФ, млрд. руб.

1213,6

2097,7

2683,7

3519,2

4120,5

5399,8

9363,1

12388,6

15082,0

Доходы консолиди-рованного бюджета субъектов РФ, млрд, руб.126

660,6

1065,8

1322,4

1633,6

1906,3

2315,4

2308,1

4435,5

5762,8

Доходы консолиди-рованного бюджета субъектов РФ / Доходы консолиди-рованного бюджета РФ, %

54,4

50,8

49,3

46,4

46,3

42,9

24,7

35,8

38,2

Дефицит (-) /    профицит (+) кон-солидированного бюджета субъектов РФ, млрд. руб.127

7,0

33,7

-7,8

-53,6

-53,8

30,22

-58,7

136,9

38,0

Количество субъ-ектов РФ с дефици-тным исполнением бюджета128

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

 

25129(оценка, март 2004 г.)

 

11130 (оценка, март 2005 г.)

33

36


Как следствие, несмотря на благоприятную макроэкономическую ситуацию, начало расти число субъектов РФ с дефицитным исполнением бюджета, полностью зависящих от подкрепления средствами из федерального бюджета (таблица 7.5).
Концентрация средств в федеральном бюджете, его зависимость от централизуемых в нем нефтегазовых доходов неизбежно выводит в дефицитную зону федеральные внебюджетные фонды социального назначения, имеющие свои собственные источники формирования (таблица 7.6).

Таблица 7.6. Анализ устойчивости доходной базы внебюджетных фондов федерального уровня (1999 - 2007 гг.)

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Пенсионный фонд РФ, доходы по итогам г., млрд. руб.131

279,5

439,4

630,4

815,5

843,1

1000,3

1349,6

1637,6

1946,8

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсион-ного фонда РФ, %132

8,5

10,8

5,6

6,2

49,8

49,9

51,4

50,9

47,3

Фонд обязательного медицинского страхования, доходы по итогам г., млрд. руб.133

2

2,9

4,0

5,1

5,8

6,8

86,5

125,5

157,8

Доля безвозмездных поступлений от дру-гих бюджетов бюд-жетной системы в доходах ФФОМС, %134

0

0

0

0

0

0

59,3

55,5

54,4

Фонд социального страхования, доходы по итогам г., млрд. руб.135

49,9

86,6

89

116,4

137,2

159,3

186,7

218,9

295,4

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФСС, %136

1,8

0,7

0,5

0,6

0,7

1,1

9

12,6

19,2


Как следствие, в течение 1999 – 2007 гг. нарастала зависимость внебюджетных фондов федерального уровня от безвозмездных поступлений из других бюджетов, прежде всего федерального.
Доля указанных поступлений в доходах Пенсионного фонда РФ увеличилась с 6 – 11% в 1999 – 2001 гг. до 47 – 51% в 2005 – 2007 гг. (таблица 7.6).
Аналогична тенденция по Фонду социального страхования. В 1999 – 2001 гг. доля безвозмездных поступлений из других бюджетов в доходах Фонда социального страхования составляла 0,5 – 2%. В 2006 – 2007 гг. она увеличилась до 12 – 19% (таблица 7.6).
Фонд обязательного медицинского страхования закрывал 55 – 60% своих потребностей в средствах за счет безвозмездных поступлений из других бюджетов (таблица 7.6).

Формирование посткризисной модели публичных финансов

Анализ состояния государственных финансов РФ в кризисный период 2008 – 2009 гг. и их модели, какой она складывается в прогнозах и действиях финансовых властей, приведен в таблицах 7.7 – 7.11.

Таблица 7.7. Анализ динамики доходов консолидированного бюджета (2007 - 2013 гг. (официальный прогноз))

Показатель

2007

2008

2009

2010 (п)

2011 (п)

2012 (п)

2013 (п)

ВВП, млрд. руб.137

33258,1

41444,7

39063,6

40626,1

42007,4

43477,7

45303,8

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб.138

15082,0

20001,3

19396,3

н/д

н/д

н/д

22 733,0139

Доходы консолидированного бюджета к ВВП, %140

45,3

48,2

49,7

н/д

н/д

н/д

50,2


В кризисный период возросла фискальная нагрузка на экономику (как это произошло и в других странах, оказавших бюджетную поддержку экономике в период кризиса) (таблица 7.7). Вместе с тем, рост фискальной нагрузки находился в рамках долгосрочной тенденции к ее увеличению, усугублял ее эксцессивные значения, негативно влияющие на экономический рост (см. анализ выше). Как и в 1999 – 2007 гг., продолжали расти значения индикатора «Доходы консолидированного бюджета / ВВП» - от 25 – 28% в 1999 – 2000 гг. до 45 – 46% в 2006 – 2007 гг. (таблица 7.2) до 48 – 49,7% в 2008 – 2009 гг., и далее по прогнозу – выше 50% в 2013 г. (таблица 7.7).
В кризисный – и по прогнозу – в посткризисный период продолжается реализация модели государственных финансов, ориентированной на расширение роли государства в экономике, на эксцессивную фискальную нагрузку на уровне «скандинавской» или «континентальной» моделей индустриальных стран с социальной рыночной экономикой, поддерживающих низкие темпы экономического роста (см. выше анализ фискальной нагрузки по странам).
В кризисный период резко повысилась зависимость бюджета от нефтегазовых доходов (таблица 7.8). И без того высокая в предкризисный период, в 2008 – 2009 гг. она возросла в 2 -3 раза. Индикатор «Нефтегазовые доходы федерального бюджета / Доходы консолидированного бюджета РФ» от уровней в 6% в 2003 г., 7,4 – 8,8% в 2005 – 2007 гг. (таблица 7.3) перешел к значениям 14,6 – 20,7% в 2008 – 2009 гг. при прогнозе для 2013 г., оставляющем его в том же диапазоне (таблица 7.8). С учетом «косвенных» налогов (НДС, налог на доходы, налог на имущество, единый социальный налог и т.п.) основное тело консолидированного бюджета становится «нефтегазовым».

Таблица 7.8. Анализ вклада нефтегазовых доходов в консолидированный бюджет РФ (2007 - 2013 гг. (официальный прогноз))

Показатель

2007

2008

2009

2010 (п)

2011 (п)

2012 (п)

2013 (п)

Нефтегазовые доходы федерального бюджета, млрд. руб.141

1112,8

4145,8

2840,2

3194,7

3311,8

3503,1

 

3700
(оценка)

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб.142

15082,0

20001,3

19396,3

н/д

н/д

н/д

22 733,0143

Нефтегазовые дохо-ды федерального бюджета / Доходы консолидированного бюджета, %

7,4

20,7

14,6

н/д

н/д

н/д

 

16,3
(оценка)


Соответственно, в кризисный и посткризисный период полностью подтверждена и продолжает развиваться модель государственных финансов РФ, ядром которой является взыскание добавленной стоимости, созданной в сырьевом секторе.
Кризис прервал обычный для 2000-х гг. цикл «профицит бюджета – отказ от крупных заимствований – пополнение внебюджетных фондов – «стабилизаторов» - рост ликвидности на счетах бюджета и внебюджетных фондов в центральном банке – ее вывод за границу и трансформация в международные резервы центрального банка». Если в 2007 – 2008 гг. эта модель еще работала (с учетом быстрого роста доходов и профицита бюджета в первом полугодии 2008 г.), то в 2009 г. впервые за многие годы возник дефицит бюджета, грозящий стать хроническим (таблица 7.9). Как и ожидалось, расходная часть бюджета была неэластичной к падению доходов в период кризиса.

Таблица 7.9. Анализ профицитов консолидированного бюджета РФ и направлений их использования (2007 - 2013 гг.)

Показатель

2007

2008

2009

2010 (п)

2011 (п)

2012 (п)

2013 (п)

1

Дефицит(-) /  профицит (+) консоли-дированного бюджета, млрд. руб.144

1989,7

2012,1

-2448,6

487,5145

н/д

н/д

н/д

2

Источники внутреннего финансирова-ния дефицита консолидирова-нного бюджета, млрд. руб145

193,2

368,6

641,5

н/д

н/д

н/д

н/д

3

Источники внешнего финансирова-ния дефицита консолидированного бюджета, млрд. руб.146

-180,5

-135,6

- 128,7

н/д

н/д

н/д

н/д

4

Изменение ос-татков средств на счетах по учету средств бюджета, млрд. руб.147

-2002,4

-2245,0

1935,7

н/д

н/д

н/д

н/д

5

Государствен-ный внешний долг РФ, млрд. долл. США148

44,9

40,6

37,6

63,3

83,4

104,3

н/д

6

Государствен-ный внутрен-ний долг РФ, млрд. руб.149

1 301,2

1 499,8

2 094,7

3 301,8

4 109,7

4344,3

н/д

7

Обязательства ЦБ перед федеральным правительст-вом, млрд. долл. США150

221,71

317,74

186,93

н/д

н/д

н/д

н/д

8

Международ-ные резервы, млрд. долл. США151

478,76

426,28

439,03

н/д

н/д

н/д

н/д

9

Внебюджетные фонды - стабилизаторы, средства на конец г., млрд. руб.152

3849,1

6612,1

4599,5

2314,3

1625,9

940

н/д


*Комментарий к строкам 1,2,3,4 таблицы: Значение источника финансирования «Источники внутреннего финансирования» и «Источники внешнего финансирования» (строки 2,3 таблицы) со знаком (-) означает, что на эту сумму уменьшились доходы бюджета в рассматриваемом периоде по указанной статье. Значение источника финансирования (строки 2,3 таблицы) со знаком (+) означает, что на эту сумму увеличились доходы бюджета в рассматриваемом периоде по указанной статье. Значение источника финансирования «Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета» (строка 4 таблицы) со знаком (-) означает, что на эту сумму произошло увеличение остатков денежных средств на счетах. Значение источника финансирования (строка 4 таблицы) со знаком (+) означает, что на эту сумму произошло уменьшение остатков денежных средств на счетах. По каждому году сумма строк 2,3,4 равняется значению строки 4 с отрицательным знаком. Сумма строк 1,2,3,4 равняется нулю
Прогнозные данные по источникам финансирования дефицита/профицита консолидированного бюджета (строки 2,3,4 таблицы) в официальных источниках не представлены. Вместе с тем в законе о бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг. (Федеральный закон №308-ФЗ, приложение 23) представлены источники финансирования дефицита федерального бюджета (консолидированный бюджет на этот период прогнозируется с профицитом). Согласно закону о бюджете основным источником финансирования дефицита федерального бюджета на период 2010-2012 гг. будут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в этих фондах будут финансировать дефицит федерального бюджета: в 2010 г. - на 76,5%, в 2011 г. – на 39,4%, в 2012 г. – на 50,5%. При этом в 2011 и 2012 гг. указанные суммы будут расходоваться только из Фонда национального благосостояния. Оставшаяся сумма дефицита федерального бюджета будет финансироваться за счет размещения новых государственных внутренних и внешних займов в виде ценных бумаг. При этом в 2012 году предполагаются значительные по размерам внешние заимствования, заметно опережающие займы на внутреннем рынке.

Хотя быстрое восстановление цен на углеводороды и металлы в 2009 – 2010 гг. может привести к восстановлению профицитности консолидированного бюджета в 2010 – 2011 гг., решения финансовых властей продемонстрировали всю волатильность конструкций государственных финансов, созданных в 2000-е гг. (таблица 7.9).
Ответом на возникновение дефицита бюджета стали решения о де-факто «обнулении» не только Резервного фонда, изначально созданного в качестве стабилизатора в моменты шоков, но и Фонда национального благосостояния, средства которого являются долгосрочными пенсионными деньгами. «Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации».154 В соответствии с проектировками финансовых властей с 2008 по 2012 гг. средства, накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, должны сократиться в 7 раз (таблица 7.9).
Еще одним источником покрытия должно стать увеличение внешнего (наряду со внутренним) долга Российской Федерации в 2008 – 2012 гг. в 2,6 раза (таблица 7.9). Несмотря на пока незначительные размеры внешнего долга в сравнении с ВВП, это решение, если оно будет последовательно проводиться, открывает канал для еще одного потока «горячих денег» в российскую экономику, наряду с портфельными инвестициями в акции, внешним долгом реального сектора и даже прямыми инвестициями (которые, как показал кризис 2008 – 2009 гг. по волатильности и размерам бегства капиталов были сопоставимы с портфельными).
В любом случае это решение является более рискованным, дорогостоящим и насыщенным спекулятивной деятельностью «на русских долгах» в сравнении со снижением относительного уровня международных резервов (сейчас они эксцессивны, аккумулируют излишне выведенное из страны денежное предложение) (анализ см. выше в главе 1).
В итоге, конструкции, закладываемые в дефицитных сценариях бюджета РФ в предстоящие годы, ориентированы на невыполнение социальных обязательств, взятых финансовыми властями (Фонд национального благосостояния), усиливают волатильность государственных финансов, расширяют возможности доступа потоков «горячих денег» в российскую финансовую систему.
Прогнозируется, что в иных сценариях - при восстановлении профицитности бюджета в меру благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырье, - полностью воссоздастся докризисная модель вывода эксцессивных доходов бюджета через внебюджетные фонды и кассовые остатки средств бюджета в центральном банке как «избыточной ликвидности» за рубеж, в международные резервы Банка России.
Ее воспроизводство в том виде, в каком она существовала в 2000-е гг., может быть ограничено только ростом инвестиционной составляющей в доходах бюджета.
В 2008 – 2009 гг. была воспроизведена докризисная модель концентрации денежных потоков, относящихся к государственным финансам, прежде всего в федеральном бюджете. Доля доходов субъектов РФ в консолидированном бюджете РФ составляла 34 – 38% (таблица 7.10).
Усиление экономической роли государства в 1999 – 2007 гг. выражалось и в росте финансового веса федерального центра. Финансовые потоки всё в большей степени концентрировались в федеральном бюджете. Соответственно, быстро сократилась роль консолидированных бюджетов субъектов РФ. Доля их доходов в доходах консолидированного бюджета РФ упала с 54,4% в 1999 г. до 38,2% в 2007 г. (в 2005 – 2006 гг. она была еще ниже) (таблица 7.5).
Соответственно, несмотря на благоприятную макроэкономическую ситуацию, начало расти число субъектов РФ с дефицитным исполнением бюджета, полностью зависящих от подкрепления средствами из федерального бюджета (таблица 7.10). Как следствие кризиса и концентрации средств в центре, число таких регионов продолжало увеличиваться в 2007 – 2009 гг. (с 36 в 2007 г. до 62 в 2009 г., т.е. в 1,7 раза) (таблица 7.10).

Таблица 7.10. Анализ соотношения бюджетов федерального уровня и субъектов РФ (2007 - 2013 гг.)

Показатель

2007

2008

2009

2010 (п)

2011 (п)

2012 (п)

2013 (п)

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб.155

15082,0

20001,3

19396,3

н/д

н/д

н/д

22 733,0156

Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ, млрд. руб.157

5762,8

6809,5

7490,1

н/д

н/д

н/д

н/д

Доходы консолиди-рованного бюджета субъектов РФ / Доходы консолиди-рованного бюджета РФ, %

38,2

34,0

38,6

н/д

н/д

н/д

н/д

Дефицит (-) /    профицит (+) консолидированного бюджета субъектов РФ, млрд. руб.158

38,0

-54,37

-329,1

н/д

н/д

н/д

н/д

Количество субъектов РФ с дефицитным исполнением бюджета159

36

44

62

н/д

н/д

н/д

н/д

Прогнозируется, что эта модель взаимоотношений федерального центра и регионов – субъектов РФ неизбежно – инерционно и в силу сложившейся модели российской экономики (расширенное влияние государства и его федерального центра) – будет возобновлена в посткризисный период.
В 2008 – 2009 гг. продолжала увеличиваться зависимость федеральных внебюджетных фондов социального назначения от безвозмездных поступлений из других бюджетов, прежде всего федерального. Они, как и раньше, находились в дефицитной зоне. Доля указанных поступлений в Пенсионном фонде РФ, составлявшая в 1999 – 2001 гг. 6 – 11%, выросла до 47 – 51% в 2005 – 2007 гг. (таблица 7.6) с тем, чтобы достигнуть максимальных значений в период кризиса 2008 – 2009 гг. (54 – 62%) (таблица 7.11). Финансовыми властями прогнозируется устойчиво высокая доля безвозмездных поступлений в Пенсионный фонд РФ из других бюджетов (выше 40%).
Этот источник для Фонда социального страхования составлял в 1999 – 2001 гг. 0,5 – 2%, к 2006 – 2007 гг. он вырос до 12 – 19% поступлений в Фонд социального страхования (таблица 7.6), в кризис достиг еще более высоких значений в 13,8 – 26,8% (таблица 7.11). Прогноз этого источника на ближайшие годы – не менее 18% доходной части Фонда социального страхования.
В 2008 – 2009 гг. 21,5 – 45,1% потребности Фонда обязательного медицинского страхования покрывалось за счет безвозмездных поступлений из других бюджетов (таблица 7.11) (ранее – 55 – 60% (таблица 7.6)).

Таблица 7.11. Анализ устойчивости доходной базы внебюджетных фондов федерального уровня (2007 - 2013 гг.)

Показатель

2007

2008

2009

2010 (п)

2011 (п)

2012 (п)

2013 (п)

Пенсионный фонд РФ, млрд. руб.160

1946,8

2730,1

3282,9

4680

5264

5779,1

н/д

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах Пенсионного фонда, %161

47,3

53,4

62,7

54,2

40,9

40,8

н/д

Фонд обязательного медицинского страхования, млрд руб.162

157,8

162,6

119

105,8

268,6

298

н/д

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФФОМС, %163

54,4

45,1

21,5

4,5

6,8

6,9

н/д

Фонд социального страхования, млрд руб.164

295,4

360,5

415

425,4

493,6

543,8

н/д

Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы в доходах ФСС, %165

19,2

13,8

26,8

18,6

18,7

18,1

н/д


В итоге, в период кризиса нашла дальнейшее развитие модель государственных финансов, в которой внебюджетные фонды социального назначения (пенсионный, социальное и медицинское страхование) не имеют полностью самостоятельной доходной базы, в значимой степени зависят от поступлений из бюджетов разных уровней, прежде всего федерального, для того чтобы покрыть дефициты средств в осуществлении обязательных платежей.
Прогнозируется, что проводимая реформа единого социального налога с расщеплением его на страховые взносы целевого назначения во внебюджетные фонды, откорректирует эту модель (размеры связи внебюджетных фондов с бюджетами), но не изменит ее в будущем по существу.

Трансформация предкризисной в посткризисную модель государственных финансов

Анализ показывает (см. выше), что предкризисная модель государственных финансов характеризовалась следующими чертами:
-волатильность (зависимость от мировых цен на сырье, «монопродуктовая» экспортная экономика, зависящая от внешнего спроса на углеводороды, металлы, древесину, удобрения и т.п.);
-излишняя фискальная нагрузка на уровне развитых стран, не стимулирующая быстрого экономического роста;
-при этом увеличение фискальной нагрузки на экономику, не замещаемое инвестициями из бюджета (доля накопления невелика (анализ см. выше)), перераспределение в пользу государства (а не в пользу бизнеса и домашних хозяйств) добавленной стоимости, произведенной в экономике России; расширение изъятий у реального сектора нефтегазовых доходов;
-усиление централизации финансовых ресурсов в бюджете федерального уровня; создание, по сути, распределительной модели бюджета, из которого формируются покрытия дефицитов федеральных внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов РФ; формирование системы глубокой финансовой зависимости «нижестоящих» бюджетов и внебюджетных фондов от центрального бюджета и связанных с ним финансовых властей;
-перераспределение излишков ликвидности федерального бюджета – через кассовые остатки и внебюджетные фонды – «стабилизаторы» - на счета в Банке России и, на этой основе, в международные резервы, вложенные в иностранную валюту и валютные финансовые активы (большей частью, в долларах США и евро). Принятие концепции «абсорбции» избыточной ликвидности бюджета в связи с дефицитом инвестиционных проектов внутри России и, соответственно, ее реинвестирования за рубежом. Как следствие, формирование валютных резервов, третьих по размеру в мире (анализ см. выше);
-вывод через бюджет за рубеж части добавленной стоимости, сформированной в РФ и полученной в экпорте. Как следствие, эксцессивный рост внешних долгов корпоративного сектора (на цели инвестиций и развития бизнеса), как ответ на дефицит денежных ресурсов, как замещение добавленной стоимости, не оставленной в распоряжении бизнеса и выведенной через бюджет.
Эта модель, в основном, сохранила свои черты в кризисный период 2008 – 2009 гг., с учетом особенностей, накладываемых переходом к дефицитному бюджету и покрытию дефицитов за счет «обнуления» фондов – стабилизаторов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и запуска программы внешних и внутренних государстенных заимствований.
Прогнозируется, что при благоприятном сценарии (высоких мировых ценах на сырье, сдержанной динамике расходов консолидированного бюджета и возвращении к его постоянным профицитам) будет полностью воспроизведена докризисная модель государственных финансов, возможно, с несколько увеличенной инвестиционной составляющей.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Примечание (107-165)

107 Расчеты в разделе подготовлены к.э.н. Т.В.Жуковой и А.В.Левченко
108 Ministry of Finance of the Russian Federation. Special Data Dissemination Standard (www.minfin.ru), Отчет о финансовых результатах деятельности по консолидированному бюджету Российской Федерации и внебюджетных фондов (Федеральное казначейство, www.roskazna.ru). В фискальную нагрузку включаются доходы по бюджетной деятельности, без учета доходов от деятельности, приносящей доход (что соответствует расчету фискальной нагрузки МВФ в Government Finance Statistics)
109 До 2007 г. включительно – данные Росстата (ВВП в текущих ценах с 1995 по 2007 гг.). При этом Росстат отмечает, что «публикация пересмотренных данных ВВП и его компонентов за 2003-2006 годы в текущих ценах и за период с 2003 по 2009 год в постоянных ценах будет осуществлена в конце августа - начале сентября 2010 г.»
110 До 2002 г. включительно – данные Росстата, 2003-2007 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета о финансовых результатах деятельности по консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 января соответствующего г.. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
111 Определяются как общие доходы бюджета за вычетом доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
112 То же
113 До 2007 г. включительно - расчетно: строка 2 к строке 1
114 За 2003-2007 – по данным Отчетов об исполнении консолидированных бюджетов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. До 2008 г. вместо показателя «нефтегазовые доходы» использовался показатель «налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья»
115 До 2002 г. включительно – данные Росстата, С 2003 по 2007 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год
116 С 2003 по 2007 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год.
117 В отчете об исполнении бюджета за 2003 год в состав источников внутреннего финансирования включены также изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета. Приведенная цифра является расчетной и определяется как разница между источниками внутреннего финансирования и изменениями остатков средств на счетах по учету средств бюджета
118 В отчете об исполнении бюджета за 2004 год в состав источников внутреннего финансирования включены также изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета. Приведенная цифра является расчетной и определяется как разница между источниками внутреннего финансирования и изменениями остатков средств на счетах по учету средств бюджета
119 С 2003 по 2007 гг. – там же
120 С 2003 по 2007 гг. – там же
121 До 2007 г. включительно - по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Структура внешнего долга»
122 За 1999-2004 гг.– по данным Банка России «Бюллетень банковской статистики» №12(115) 2002, №12(127) 2003, №12(151) 2005. За 2005-2007 гг. - по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Структура внешнего долга»
123 IMF International Financial Statistics
124 IMF International Financial Statistics
125 2006-2007 гг. – размер средств Стабилизационного фонда РФ
126 До 2002 г. включительно – данные Росстата, 2003-2007 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета о финансовых результатах деятельности по консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 января соответствующего г. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
127 До 2002 г. включительно – данные Росстата. С 2003 по 2007 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год
128 По данным Минфина России, глава «Официальная информация» - подведение итогов по результатам исполнения консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ (www.minfin.ru)
129 Высказывания А. Л. Кудрина информационным агентствам 11.05.2005 г. (www.minfin.ru)
130 Там же
131 Размер доходов фонда: для 1999-2007 гг. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ (за исключением 2004 г., для которого приведены данные Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год")
132 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Пенсионного фонда РФ». Данные по размеру безвозмездных поступлений использовались с учетом следующего: для 1999-2002 гг. – общая сумма средств, поступающих из других бюджетов бюджетной системы РФ (при отсутствии расшифровки прочие доходы не учитывались); для 2003 - 2004 гг. – сумма по группе доходов «Безвозмездные перечисления», 2004-2007 гг. – «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»
133 Размер доходов фонда: для 1999-2007 гг. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС РФ (за исключением 2005 г., для которого приведены данные Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год")
134 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Федерального фонда ОМС РФ». Размер безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ: для 1999-2007 г. – в соответствии с федеральными законами об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на соответствующий год
135 Размер доходов фонда: для 1999-2007 гг. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ
136 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Фонда социального страхования РФ». Размер безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ: для 1999-2007 гг. – в соответствии с федеральными законами об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ на соответствующий год
137 См. комментарий к таблице 1.1.6.2, строка 1. Прогнозные значения (с 2010 по 2013 г.) рассчитываются, исходя из прогнозируемых по базовому сценарию 2b темпов роста ВВП России в составе Основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, Министерство экономического развития, июнь 2010 г.
138 2007 г. – данные Росстата, 2008-2009 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию, соответственно, на 1 января 2009 г. и на 1 января 2010 г. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За период 2010-2013 гг. – прогнозные данные Минфина России в составе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. – Минфин России, 2009 г.
139 Прогноз Минфина России, представленный в Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. (проект), август 2008 г. Прогноз на 2010-2012 гг. представлен в % к ВВП. При этом при подготовке стратегии Минфин России исходил из более высоких параметров ВВП на данный период. Например, в 2013 г. Минфин исходил из прогнозируемого размера ВВП в 82 163,7 млрд. руб.
140 2008 - 2009 гг. включительно - расчетно: строка 2 к строке 1, за период 2010-2013 гг. – прогнозные данные Минфина России в составе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. – Минфин России, 2009 г.
141 За 2007-2009 гг. – по данным Отчетов об исполнении консолидированных бюджетов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. До 2008 г. вместо показателя «нефтегазовые доходы» использовался показатель «налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья». За 2010-2012 – по данным федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (ред. от 04.05.2010).
142 2007 г. – данные Росстата, 2008-2009 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию, соответственно, на 1 января 2009 г. и на 1 января 2010 г.. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За период 2010-2013 гг. – прогнозные данные Минфина России в составе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. – Минфин России, 2009 г.
143 Прогноз Минфина России, представленный в Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. (проект), август 2008 г. Прогноз на 2010-2012 гг. представлен в % к ВВП. При этом при подготовке стратегии Минфин России исходил из более высоких параметров ВВП на данный период. Например, в 2013 г. Минфин исходил из прогнозируемого размера ВВП в 82 163,7 млрд. руб.
144 С 2007 по 2009 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год
145 По данным Минфина России по итогам первого полугодия 2010 г. профицит консолидированного бюджета составил 288,9 млрд. руб. (см. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 июня 2010 г.). При этом за тот же период дефицит федерального бюджета составил 463,31 млрд. руб. (см. Отчет об исполнении федерального бюджета Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2010 г.). Для сравнения в июне 2010 г. Всемирный банк ухудшил прогноз дефицита консолидированного бюджета РФ в 2010г. до 4,6% и в 2011 г. - до 3,8% ВВП
146 С 2007 по 2009 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год
147 С 2007 по 2009 гг. – там же
148 С 2007 по 2009 гг. – там же
149 До 2009 г. включительно - по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Структура внешнего долга», прогнозные данные за 2010-2012 гг. приводятся как верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации, установленные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ, соответственно на 1 января 2011 г. 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г.
150 До 2009 г. включительно - по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Структура внутреннего долга», прогнозные данные за 2010-2012 гг. приводятся как верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленные Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ, соответственно на 1 января 2011 г. 1 января 2012 г. и 1 января 2013 г.
151 IMF International Financial Statistics
152 IMF International Financial Statistics
153 Совокупный размер средств фондов: 2007 г. – Стабилизационного фонда РФ, с 2008-2009 – сумма средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния по состоянию на конец соответствующего г.. Приводится по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Стабилизационный фонд. Совокупный размер средств фонда». Для 2008-2009 гг. – Совокупный размер средств фонда по состоянию на конец соответствующего г. (на 1 января следующего г.) по данным Минфина России, размещенным на официальном сайте в главе «Фонд национального благосостояния. Совокупный размер средств фонда»; для 2011-2012 гг. – данные проекта Минфина Основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (размещен на официальном сайте Минфина, август 2009 г.)
154 Статья 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации
155 2007 г. – данные Росстата, 2008-2009 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию, соответственно, на 1 января 2009 г. и на 1 января 2010 г.. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. За период 2010-2013 гг. – прогнозные данные Минфина России в составе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг. – Минфин России, 2009 г.
156 Прогноз Минфина России, представленный в Бюджетной стратегии РФ на период до 2023 г. (проект), август 2008 г. Прогноз на 2010-2012 гг. представлен в % к ВВП. При этом при подготовке стратегии Минфин России исходил из более высоких параметров ВВП на данный период. Например, в 2013 г. Минфин исходил из прогнозируемого размера ВВП в 82 163,7 млрд. руб.
157 2007-2009 гг. – данные Федерального казначейства в составе Отчета о финансовых результатах деятельности по консолидированному бюджету Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на 1 января соответствующего г.. Доходы консолидированного бюджета определяются как «доходы от бюджетной деятельности», в которых не учитываются доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
158 С 2007 по 2009 гг. - данные Федерального казначейства в составе Отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по состоянию на соответствующий год
159 По данным Минфина России, глава «Официальная информация» - подведение итогов по результатам исполнения консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ (www.minfin.ru)
160 Размер доходов фонда: для 2007 - 2008 гг. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Пенсионного фонда РФ (за исключением 2004 г., для которого приведены данные Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год"); для 2009 г. – в соответствии с Федеральным законом от 25,11,2008 N 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; для 2010-2012 гг. – в соответствии с Федеральным законом от 30,11,2009 N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
161 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Пенсионного фонда РФ». Данные по размеру безвозмездных поступлений использовались с учетом следующего: 2007-2008 гг. – «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ»; для 2009-2012 гг. - межбюджетные трансферты ФБ и бюджетов субъекта РФ.
162 Размер доходов фонда: для 2007 - 2008 гг. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Федерального фонда ОМС РФ (за исключением 2005 г., для которого приведены данные Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год"); для 2009 г. – в соответствии с Федеральным законом от 25,11,2008 N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"; для 2010-2012 гг. – в соответствии с Федеральным законом от 28,11,2009 N 294-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
163 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Федерального фонда ОМС РФ». Размер безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ: для 2007-2008 г. – в соответствии с федеральными законами об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на соответствующий; для 2009 – 2012 гг. – в соответствии с федеральными законами о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ на соответствующий год
164 Размер доходов фонда: для 2007-2008 г. – в соответствии с законами об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ; для 2009 г. – в соответствии с Федеральным законом от 25,11,2008 N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»; для 2010-2012 гг. – в соответствии с Федеральным законом от 28,11,2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
165 Рассчитано как «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в млрд. руб., деленные на доходы Фонда социального страхования РФ». Размер безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ: для 2007-2008 гг. – в соответствии с федеральными законами об исполнении бюджета Фонда социального страхования РФ на соответствующий; для 2009 – 2012 гг. – в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год; для 2001-2002 гг. не учитывались прочие доходы ФСС, поскольку по ним отсутствуют расшифровка

Комментарии

Миркин.ру - финансовая библиотека.