Финансовая библиотека Миркин.ру
Ответы на кризис 2008 – 2009 гг.

Как показывает международная практика, стандартными ответами государств на кризис были:
- расширение бюджетной и кредитной поддержки финансовому и корпоративному секторам, домашним хозяйствам (в целом, отдельным секторам, регионам, программам, институтам); массовые программы налоговых льгот, льготных заимствований по низким процентам, сокращений ставок налога, компенсаций из бюджета и т.п.;
-реструктуризация долгов, капиталов и крупнейших институтов («слишком больших, чтобы быть банкротами») за счет средств налогоплательщиков;
-радикальное снижение процента центральными банками (удешевление кредита как инструмента оживления экономической активности);
-денежная эмиссия, поддерживающая ликвидность банков и платежной системы;
-рост покрытия в системах страхования депозитов (предупреждение массовых изъятий средств из банков);
-программы общественных работ, направленные на рост инвестиций и внутреннего спроса;
-выход из кризиса за счет ребалансирования внутренней экономики (для индустриальных экономик - рост нормы накопления, снижение потребления домашних хозяйств, оздоровление государственных финансов, нормализация торговых балансов, для развивающихся экономик, ориентированных на экспорт, – рост внутреннего потребления, частичная переориентация реального сектора на покрытие внутреннего спроса, частичный отказ от экспансионистского подхода в финансовом стимулировании высоких темпов экономического роста, ослабление денежных и других режимов, стимулирующих экспорт и защищающих внутренние рынки);
-постепенное ужесточение финансового регулирования, направленное на рост прозрачности финансовых рынков, на ограничение деятельности, несущей системный риск, на снижение финансового левериджа, на создание капитальных резервов, ограничивающих перегревы финансового рынка и создающих амортизаторы при наступлении системных рисков, на ослабление конфликтов интересов, направленных на принятие эксцессивных рисков, на введение специальных налогов как источников покрытия будущих убытков от системных рисков и т.д.
Российская политика в финансово-кредитной сфере проводилась в тех же направлениях, за рядом важных исключений.
В первой, критической фазе кризиса:
вместо роста денежной массы (увеличения ликвидности) – ее сжатие (график 10.1);

График 10.1. Сравнительная динамика денежной массы по странам мира168


вместо снижения ставки рефинансирования Банка России (как это делали банки всего мира) – ее повышение (таблица 10.2). Основная идея – предупреждение дальнейшего бегства капиталов из России, рост доходности финансовых активов на внутреннем рынке, хотя масштабы системных рисков осенью 2008 г., какими они представлялись (и были реализованы) инвесторам – нерезидентам, были таковы, что рост процента на несколько пунктов не мог оказать реального влияния на решение, выводить или не выводить капиталы из России.

Таблица 10.2. Динамика ставки рефинансирования Банка России (август 2008 – ноябрь 2009 гг., на конец периода)*

Показатель

08

09

10

11

12

01

02

03

Ставка рефинансирования Банка России, %

11

11

11

12

13

13

13

13

Показатель

04

05

06

07

08

09

10

11

Ставка рефинансирования Банка России, %

12,5

12

11,5

11

10,75

10,5

9,5

9

-не была развернута масштабная национальная программа общественных работ, подобно тому, как это сделали в США, в Китае и в ряде других стран. США приняли «American Recovery and Reinvestment Act of 2009»169 («Пакет мер по экономическому стимулированию»170 на 787 млрд. долл. США, 35% суммы направляются на программу строительства дорог, мостов, модернизации федеральных зданий, создания научной инфраструктуры и госзаказов, создающих рабочие места для среднего класса (информатика, возобновляемые источники энергии, энергосбережение в социальной и бюджетной сферах)). Китай инвестировал 586 млрд. долл. в инфраструктуру (дороги, ирригация, транспортные узлы, электро- и водоснабжение, энергосбережение, жилищное строительство для неимущих, социальная сфера, развитие сельских регионов и т.п.) (антикризисная программа объявлена правительством Китая 9 ноября 2008 г.). Одна из целей - поддержка металлургии и производства стройматериалов.171 В 2008 – 2009 гг. программы общественных работ были объявлены во Франции (железные дороги, энергетика, почтовая служба),172 в Аргентине (инвестиции в инфраструктуру – дороги, жилые дома, госпитали, коммунальные сети и т.п.),173 в Чили (дороги, школы, клиники, спортивная инфраструктура), в Бразилии (строительство жилых домов) и др.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Скачать книгу

Открытая дверь

Новая книга Я.М.Миркина. Подробнее>>>

Примечание (168-173)

168 Расчеты произведены Берсеневым Е.П.
169 Федеральная система раскрытия информации по реализации указанного закона, включающего программу общественных работ, находится: www.recovery.gov
170 Meckler Laura. Obama Signs Stimulus Into Law. – The Wall Street Journal, February 19, 2009
171 Barboza David. China Plans $586 Billion Economic Stimulus. – The New York Times, November 9, 2008
172 France Unveils Stimulus Package. – BBC News, February 2, 2009
173 Argentina Announces $32 Billion Stimulus Package. – Latin American Herald Tribune, December 16, 2009

Комментарии

Миркин.ру - финансовая библиотека.